авг08
В школу не пойду
Ваш ребёнок боится идти в школу, не хочет. Это выражается в активном или пассивном протесте. Пора серьёзно озаботиться и принять меры. До сентября ещё есть время. Причин нежелания стать первоклассником может быть несколько...
Сначала перечислим возможные
причины, а затем, дорогие родители, вы выберете необходимые
рекомендации и упражнения. Но это при условии, что у ребёнка нет медицинский
противопоказаний и он способен обучаться в школе.
Неважное физическое здоровье уже может стать серьёзной причиной
нежелания идти в школу.
Итак:
Во всех этих случаях дошкольнику срочно требуется ваша помощь, а возможно, и помощь психолога, чтобы разобраться в проблемах психики и найти пути их решения. У ребёнка, с боязнью и настороженностью относящегося к своему будущему статусу первоклассника, очень скоро возникнут в школе серьёзные проблемы, которые помешают ему нормально учиться и общаться, если вы ему не поможете прямо сейчас. Начинайте готовиться вместе к возможным трудностям, чтобы адаптация стала значительно менее болезненной. Сейчас ваша задача состоит в установлении душевного контакта с ребёнком, в организации грамотных систематических занятий по выработке необходимых в первом классе способностей и умений. Постарайтесь вдуматься в предлагаемые вам рекомендации педагога-психолога.
Многие рекомендации и упражнения вы можете найти здесь: Пора в школу, Не хочу в школу, Простые слова, Читаю играя, Увлекательное обучение технике чтения, Подготовка или натаскивание, вот в чем вопрос, Школьные трудности и школьная неуспешность.
Итак:
- Вот самая распространённая причина: ребёнок боится, что не сможет находиться в новых условиях без родителей или знакомых взрослых, потому что привык действовать по их указке и работать только под их контролем. А пытаясь проявить самостоятельность, терпел неудачи.
- Или такая: в семье нет взаимопонимания, доверительных отношений, ребёнок запуган постоянными угрозами родителей, родственников, которые звучат, примерно, так: «Не хочешь слушаться! Погоди, вот пойдёшь в школу, там тебя перевоспитают – станешь другим человеком». Ожидание неизвестности и насилия над личностью его угнетают.
- Бывает, что ребёнок не хочет идти в школу, даже панически её боится, потому что его напугали друзья или знакомые, которые уже учатся. А родители, не имея душевного контакта с будущим первоклассником, об этом не знают или не обращают на этот факт внимания.
- Ребёнок очень боится перемен (новых школьных условий) потому, что нет веры в себя, считает, что у него ничего не получится ни с учёбой, ни с общением, хотя необходимые общеучебные умения более-менее сформированы. Такой настрой возникает в результате длительного пребывания в состоянии неуспеха из-за собственной несобранности, эмоциональной неустойчивости, нерешительности, неумения выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, возможно, быстрой утомляемости, а грамотной поддержки со стороны взрослых он не получает.
- У ребёнка устойчивое нежелание что-либо изучать, которое выражается в активном или пассивном протесте. Занятия по подготовке к школе вызывают порой различные расстройства, как психологические, так и физиологические, даются ему с трудом как в детском саду, так и дома. Это, как правило, происходит потому, что взрослые переусердствовали. Заставляли его заниматься, если ему больше не хотелось, принуждали выполнять трудные малопривлекательные задания. Занятия через силу или под угрозой привели к тому, что у ребёнка пропало желание учиться, ослаб познавательный интерес, появился страх перед школой, где надо учиться.
- Некоторые мнительные и тревожные дети, недостаточно владеющие умениями чтения, счёта, письма на фоне других детей, очень боятся школы, даже если им и внушают, что ничего страшного в этом нет и в первом классе они всему научатся.
- Стойкое нежелание идти в школу и отрицательное отношение к учению возникает ещё и тогда, когда родители требуют от ребёнка совершенства во всём, не учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Постоянное стремление соответствовать уготовленному статусу и страх разочаровать любимых близких очень сильно истощают нервную систему ребёнка, приводят к неуверенности в собственных силах и к падению познавательного интереса.
- Ребёнок боится обучения в школе, потому что очень устаёт от занятий. При практически нормальном здоровье усталость появляется либо от перегрузок, либо из-за того, что трудится нерационально и затрачивает много энергии. Устаёт он не от того, ЧТО делает, а КАК делает. Если устаёт ребёнок астеничного типа (высокая утомляемость, истощаемость), то у него нет оптимального режима работы и отдыха, чтобы не переутомляться, он, вероятнее всего, не получает поддержки в виде витаминов или травяных сборов (всего того, что назначил невролог).
- Ребёнок, у которого не бывает возможности побыть наедине с собой, а ему очень хочется (это необходимо время от времени всем детям, каждому по-своему), боится школьных будней. Он знаком с некоторыми правилами школьной жизни и знает, что наедине с собой там не останешься. К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего ребёнка по минутам. Он постоянно слышит команды и указания. Получается, что остаться наедине с собой, даже недолго, он не может.
Во всех этих случаях дошкольнику срочно требуется ваша помощь, а возможно, и помощь психолога, чтобы разобраться в проблемах психики и найти пути их решения. У ребёнка, с боязнью и настороженностью относящегося к своему будущему статусу первоклассника, очень скоро возникнут в школе серьёзные проблемы, которые помешают ему нормально учиться и общаться, если вы ему не поможете прямо сейчас. Начинайте готовиться вместе к возможным трудностям, чтобы адаптация стала значительно менее болезненной. Сейчас ваша задача состоит в установлении душевного контакта с ребёнком, в организации грамотных систематических занятий по выработке необходимых в первом классе способностей и умений. Постарайтесь вдуматься в предлагаемые вам рекомендации педагога-психолога.
- Не давите на ребёнка, не запугивайте, требуя хороших результатов подготовительных занятий. Если родители «ждут особых успехов», а их нет, это вызывает напряжение, с которым ему не справиться. Состояние неуспеха лишает веры в себя, усиливает трудности. Только успех окрыляет. Не спешите ругать ребёнка, ему трудно анализировать причины своих неудач. Его ругают – значит, не любят. Упрёки вызывают страх перед учением, тревожность, боязнь. Ещё хуже, если он видит огорчение родителей. Знайте, ребёнок имеет право на ошибку. А чтобы их было меньше, вселите в него уверенность, желание преодолевать трудности. Помните! Нужно сосредоточить своё внимание на успехах ребёнка, сформировать положительные впечатления от занятий и не акцентировать внимание на ошибках и оплошностях.
- Требования увеличивайте постепенно, наблюдая за состоянием ребёнка. Учите дошкольника самого анализировать свои действия, сравнивая с образцом. Не заставляйте его переделывать задание. Проявите изобретательность и вызовите у него желание самому переделать свою работу. Во время занятий обязательно посмотрите, что ребёнка раздражает, удобно ли ему, не отвлекают ли игрушки, посторонние разговоры взрослых и т.п.
- Вам не обязательно до начала учебного года формировать у
дошкольника любовь к школе, поскольку трудно полюбить то, с
чем ещё не сталкивался. Достаточно внушить ребёнку, что
- папа с мамой и все его близкие будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач;
- новая жизнь с её радостями и огорчениями очень интересна и удивительна;
- любые трудности преодолимы и являются ничем иным, как средством выработки характера.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Чтобы у него возникло желание принять новую социальную роль – роль школьника, разъясните ему, что дети ходят учиться для получения знаний, которые являются самой большой ценностью. Они обязательно принесут успех и помогут себя выразить, дадут возможность быть независимым и заниматься любимым делом. Расскажите ему о школе и том, что каждому первокласснику бывает тяжело в первое время, потому что нужно приспособиться к новым необычным условиям. Вспомните свои школьные годы и поделитесь поучительными эпизодами. Давайте информацию о школе дозированно и в эмоционально-благоприятной обстановке. Добейтесь того, чтобы у ребёнка сложилось позитивное представление о школе, рассказывая о приятных моментах школьной жизни, не приукрашивайте реальное положение вещей.
- Ваши слова оставляют глубокий след в душе ребёнка, ваше эмоциональное состояние ему передаётся, поэтому ребёнок должен видеть, что родители верят в него и очень спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Внушите будущему первокласснику, что всегда будете рядом, поможете ему решить любую проблему.
- Вместе с ребёнком моделируйте повседневные школьные ситуации, ставьте и решайте возможные проблемы. Хорошо также проигрывать разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт. Для этого полезны ролевые игры, в которых ребёнок выполняет роль учителя, а родители - нерадивых учеников. При этом "учитель" просит выполнить различные задания, а "ученики" отказываются их выполнять. Важно относиться к этой игре с юмором и научить ребёнка сглаживать острые углы в общении. Кроме того, подобные игры позволяют посмотреть на собственное поведение как бы со стороны, более критичным взглядом. Возможно, примерив на себя роль учителя, ребёнок несколько по-иному будет воспринимать и собственное поведение, меньше станет проявлять непослушание по отношению к учителю, воспитателю или родителям. В целях воспитания у дошкольника коммуникативных умений следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребёнка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играет большую роль в формировании отношений.
- Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться к школьным будням, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте возможность принимать собственные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Если дошкольник никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Общение и коллективные игры позволят ему научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело. Если есть возможность, можно познакомить ребёнка с его будущими одноклассниками. Если родители, дети которых пойдут в одну школу или даже в один класс, сами общаются друг с другом, будет полезно им познакомить детей между собой или даже организовать совместные игры, воспитывающие у детей внимательность, уважение чужого мнения, умение постоять за себя и т.д.
- Необходимо предоставлять ребёнку возможность бывать наедине с собой. Оставляйте его одного в комнате. Может быть, он возьмёт свою любимую игрушку, поговорит с ней – многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться.
- Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т.е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого нужно, чтобы у детей было развито умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать своё внимание на конкретном предмете. Дети с удовольствием выполняют упражнение на проверку и развитие внимания и наблюдательности «Отвернись и назови», которое вы найдёте в статье Готовимся к школе.
- Обучение в первом классе в основном опирается на работу по образцу. Поэтому предлагайте ребёнку складывать кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, выкладывать по образцу мозаику, собирать конструкторы по заданным картинкам, что-нибудь срисовывать. Можно собирать игры-пазлы, если сначала проанализировать цветовую гамму рисунка, выделить фон, осуществить первичную группировку элементов. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребёнок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом. Хотя при этом развивается мелкая моторика – способность точно выполнять мелкие двигательные операции (лепить, вырезать, чертить тонкие и «недрожащие» линии, застёгивать пуговицы и т.п.). Развитию мелкой моторики надо уделять особое внимание, чтобы в школе не возникли проблемы с письмом. Важно, чтобы будущий первоклассник мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен уметь объяснить, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну). Ребёнок должен уметь разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вместе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги он должен поделить на две, три или четыре равные части.
- Ваш дошкольник должен уметь написать графический диктант в тетради в клетку. Например, вы диктуете: «одна клетка вверх, две клетки влево; одна клетка вниз, две клетки вправо» и т.п. Узоры могут быть и более сложными. Здесь речь идёт уже не о том, насколько ребёнок узнает рисунок и сможет его скопировать, а о том, насколько хорошо он воспринимает задание на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради. Развивайте мышление ребёнка. Предложите ему вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определённый "подвох". Их вы также найдёте в статье Готовимся к школе. Необходимо проверить своего ребёнка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут ему исправить дефекты речи и избежать заикания, шепелявости и картавости, которые могут привести к возникновению или усилению стеснительности, боязни быть осмеянным или непонятым. Кроме того, дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой. Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.) обязательно приведёт к трудностям в обучении. Если ваш ребёнок очень плохо читает, поиграйте с ним в игру «А ну-ка найди», которую вы также увидите в статье Готовимся к школе. Если ему понравилась игра, немного усложните её. Успехи успокоят ребёнка. Ещё одна игра из той же статьи «"Да" и "нет" не говорите». Для успешного обучения необходимо также умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьёзные трудности в школе. Для того, чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребёнка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ним, поощрять его рассказы, вместе сочинять истории, говоря друг за другом по одному предложению (предложений может быть любое количество).
- Очень часто для решения проблем бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна. Старайтесь рационально чередовать виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возрастных возможностей и особенностей. Правильный режим дня является и важным условием успешного обучения ребёнка в школе. У дошкольника лучше заранее выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера Поэтому проанализируйте режим дня, учебную нагрузку, ваши взаимоотношения. Следует оградить ребёнка от чрезмерных волнений, даже приятных, от серьёзных переживаний. Выявите закономерности и проанализируйте причины резких перепадов настроения.
- Если в результате вышеизложенного поведения с ребёнком ваши ожидания не оправдаются, не отчаивайтесь! Психическое развитие детей этого возраста очень пластично, и первоклассник, несмотря на многие трудности, придя в класс, может поменять своё отношение к школе, к взрослым, детям и начать получать удовольствие от учебного процесса. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся очень и очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но упорные и систематические занятия помогут вашему первокласснику овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки. Главное – вера в успех. Проявите максимум такта и терпения, и вы обязательно дождётесь, когда ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своей новой роли школьника, когда у него сформируется верное представление о характере требований, предъявляемых к учащимся первого класса. Заинтересованность в делах ребёнка, серьёзное отношение к его успехам и достижениям помогут дошкольнику подтвердить значимость его будущего нового положения. Он должен быть уверен в том, что дома у него всегда будет защита, что родители всегда будут на его стороне. Ключ к успеху – понимание трудностей ребёнка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
Многие рекомендации и упражнения вы можете найти здесь: Пора в школу, Не хочу в школу, Простые слова, Читаю играя, Увлекательное обучение технике чтения, Подготовка или натаскивание, вот в чем вопрос, Школьные трудности и школьная неуспешность.
Тэги: Подготовка к школе