июль25
В ожидании неизвестности
Дорогие родители!
Если ваш ребёнок хочет идти в
школу, но испытывает беспокойство от ожидания
неизвестности, необходимо ещё до поступления в 1 класс успокоить
его и подготовить к новым школьным условиям. Как это сделать
грамотно, чтобы адаптация прошла быстро и успешно?
Есть вероятность, что будущий
первоклассник имеет представление о школе, в общих чертах знаком с
правилами школьного распорядка, но ещё не готов к трудностям
школьных будней, о которых, скорее всего, ему известно. Ребёнок
привык к определённому жизненному устройству и ко всем переменам
относится с осторожностью. Наверняка он в какой-то степени
тревожен и мнителен, хотя в привычной обстановке чувствует себя
уверенно, прекрасно общается со знакомыми людьми. С одной стороны
он хочет ощутить себя в новом статусе, с другой – опасается
(неизвестно, как всё сложится). Такие дети, как правило, в школе
удовлетворены и учёбой, и характером общения, и распорядком,
правильно (скорее всего с помощью родителей) расставляют
приоритеты и могут адаптироваться к школьному обучению,
уважительно относятся к учителям, находят общий язык с
одноклассниками, прилежно учатся и примерно себя ведут.
Вероятнее всего, для вашего ребёнка в данной ситуации важнее внутреннее содержание школьной жизни, новые друзья, новые события, а не школьные «аксессуары». Всё это и вызывает у него беспокойство. Ребёнок, скорее всего, не уверен в собственных силах и недостаточно самостоятелен из-за излишней вашей опеки. Но отчаиваться не стоит. Специальные рекомендации и упражнения для выработки самостоятельности и уверенности, предлагаемые в конце статьи, позволят вам изменить ситуацию к лучшему.
Часто бывает так, что дошкольник, получивший немало сведений о школьных буднях первоклассника, обеспокоен грядущими трудностями, но стремится в школу, потому что проявляет интерес к школьным принадлежностям, потому что друзья идут в 1 класс и т.п. У таких детей внешнее проявление школьной жизни по истечении двух-трёх месяцев перестаёт обладать такой притягательностью, и на смену приходит интерес к учению и содержанию занятий, а адаптационный период проходит безболезненно. Но это при условии, что у ребёнка имеется для этого набор определённых умений. Ваша задача в таком случае – проявить максимум терпения и дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими первоклассниками, придёт к правильному осознанию своей новой роли и у него сформируется верное представление о характере требований, предъявляемых к учащимся 1 класса.
В любом случае, чтобы ребёнок меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни и не разочаровался, неплохо накануне поговорить с ним о школе, моделируя различные школьные ситуации, рассказать о своём детстве и о своих проблемах в первом классе, о проблемах даже успешного, казалось бы, ученика. Необходимо дать ребёнку понять, что в «новой жизни» он будет не один, что все окружающие ему помогут в случае возникновения трудностей. А для их профилактики стоит поиграть в игру «На уроке», которую вы найдёте здесь: Готовимся к школе. А оставшись наедине с ребёнком, проанализируйте его поведение на каждом этапе игры. Это упражнение поможет ему приобрести значительный опыт.
Подобные игры особенно необходимы детям, никогда не посещавшим детский сад. Если ребёнок не был в детском саду, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к школьному распорядку, и к большому коллективу ему будет очень тяжело. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности, меньше опекайте, чаще советуйтесь с ним по разным вопросам, терпимо выслушивая его мнение.
Если ваш ребёнок тревожится из-за того, что плохо читает, поиграйте с ним в игру «А ну-ка найди», которую вы также найдёте в статье Готовимся к школе. Если ему понравилась игра, немного усложните её. Успехи успокоят дошкольника.
Старайтесь не отвлекать ребёнка, если он чем-либо увлечён. Когда же у него что-то не получается и он бежит к вам за помощью, обязательно сначала задайте ему вопрос: «Что ты сделал для того, чтобы у тебя это получилось?». Терпеливо и доброжелательно выслушайте его и только в случае необходимости помогите, предварительно задав вопрос: «Как ты считаешь, если сделать …, то получится ... ?». Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у того все получится. Такое общение с ребёнком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления дошкольника в школу. Всячески повышайте самооценку ребёнка. О том, как это сделать, вы можете почитать в статье на нашем сайте Я обязательно смогу!
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут ему овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки. Главное – вера в него, искренняя заинтересованность его делами, серьёзное отношение к его успехам и достижениям, к его будущему статусу.
Многие рекомендации и упражнения вы можете найти в таких статьях на страницах нашего сайта, как Пора в школу, Не хочу в школу, Простые слова, Читаю играя, Увлекательное обучение технике чтения, Подготовка или натаскивание, вот в чем вопрос, Школьные трудности и школьная неуспешность.
Вероятнее всего, для вашего ребёнка в данной ситуации важнее внутреннее содержание школьной жизни, новые друзья, новые события, а не школьные «аксессуары». Всё это и вызывает у него беспокойство. Ребёнок, скорее всего, не уверен в собственных силах и недостаточно самостоятелен из-за излишней вашей опеки. Но отчаиваться не стоит. Специальные рекомендации и упражнения для выработки самостоятельности и уверенности, предлагаемые в конце статьи, позволят вам изменить ситуацию к лучшему.
Часто бывает так, что дошкольник, получивший немало сведений о школьных буднях первоклассника, обеспокоен грядущими трудностями, но стремится в школу, потому что проявляет интерес к школьным принадлежностям, потому что друзья идут в 1 класс и т.п. У таких детей внешнее проявление школьной жизни по истечении двух-трёх месяцев перестаёт обладать такой притягательностью, и на смену приходит интерес к учению и содержанию занятий, а адаптационный период проходит безболезненно. Но это при условии, что у ребёнка имеется для этого набор определённых умений. Ваша задача в таком случае – проявить максимум терпения и дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими первоклассниками, придёт к правильному осознанию своей новой роли и у него сформируется верное представление о характере требований, предъявляемых к учащимся 1 класса.
В любом случае, чтобы ребёнок меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни и не разочаровался, неплохо накануне поговорить с ним о школе, моделируя различные школьные ситуации, рассказать о своём детстве и о своих проблемах в первом классе, о проблемах даже успешного, казалось бы, ученика. Необходимо дать ребёнку понять, что в «новой жизни» он будет не один, что все окружающие ему помогут в случае возникновения трудностей. А для их профилактики стоит поиграть в игру «На уроке», которую вы найдёте здесь: Готовимся к школе. А оставшись наедине с ребёнком, проанализируйте его поведение на каждом этапе игры. Это упражнение поможет ему приобрести значительный опыт.
Подобные игры особенно необходимы детям, никогда не посещавшим детский сад. Если ребёнок не был в детском саду, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к школьному распорядку, и к большому коллективу ему будет очень тяжело. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности, меньше опекайте, чаще советуйтесь с ним по разным вопросам, терпимо выслушивая его мнение.
Если ваш ребёнок тревожится из-за того, что плохо читает, поиграйте с ним в игру «А ну-ка найди», которую вы также найдёте в статье Готовимся к школе. Если ему понравилась игра, немного усложните её. Успехи успокоят дошкольника.
Старайтесь не отвлекать ребёнка, если он чем-либо увлечён. Когда же у него что-то не получается и он бежит к вам за помощью, обязательно сначала задайте ему вопрос: «Что ты сделал для того, чтобы у тебя это получилось?». Терпеливо и доброжелательно выслушайте его и только в случае необходимости помогите, предварительно задав вопрос: «Как ты считаешь, если сделать …, то получится ... ?». Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у того все получится. Такое общение с ребёнком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления дошкольника в школу. Всячески повышайте самооценку ребёнка. О том, как это сделать, вы можете почитать в статье на нашем сайте Я обязательно смогу!
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут ему овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки. Главное – вера в него, искренняя заинтересованность его делами, серьёзное отношение к его успехам и достижениям, к его будущему статусу.
Многие рекомендации и упражнения вы можете найти в таких статьях на страницах нашего сайта, как Пора в школу, Не хочу в школу, Простые слова, Читаю играя, Увлекательное обучение технике чтения, Подготовка или натаскивание, вот в чем вопрос, Школьные трудности и школьная неуспешность.
Тэги: Подготовка к школе