дек14
Помощь в обучении - 2
Продолжение.
Большинство школьников испытывает затруднения при ответах на многие устные и письменные вопросы, при решении задач, когда требуется хорошо осмыслить условие задачи, чтобы найти нужный подход к ее решению. Каковы же причины этих затруднений?
Большинство школьников испытывает затруднения при ответах на многие устные и письменные вопросы, при решении задач, когда требуется хорошо осмыслить условие задачи, чтобы найти нужный подход к ее решению. Каковы же причины этих затруднений?
Основные причины известны. Они, по мнению многих ученых, заключаются в том, что ребята не всегда могут вникнуть в суть вопроса, ответа, понять смысл условия задачи. Эти неумения мешают вовремя и грамотно отреагировать на происходящее, тормозят процесс решения задачи, делают его мучительным, приводят к неверному решению (ответу).
Этот вопрос очень непростой, но требует простого (доступного всем) ответа. И этот ответ - конкретные методы, способы, приемы выработки базовых умений, необходимых для уяснения смысла вопроса, условия задачи, грамотного ее решения.
Эти базовые умения - умения концентрировать внимание на текстовой информации, выделять ключевые слова, опорные пункты, устанавливать причинно-следственные и другие связи между основными событиями, явлениями, раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими, в условие задачи, выделять существенные данные и искомое, логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выборе пути решения задачи.
Как ответ на любой вопрос начинается с понимания его смысла, так и решение задачи начинается с усвоения ее условия и уяснения сути вопроса. Педагоги и психологи предлагают разные эффективные упражнения для формирования умений понимать смысл услышанного или прочитанного.
В этих упражнениях основное внимание уделяется выработке способности делать вывод из каждого суждения и воспитанию привычки прояснять непонятные термины, находить их значения (например, в толковых и прочих словарях).
Вот одно из таких упражнений. Рассмотрим наугад любую задачу, к примеру, задачу №3 из предыдущей статьи.
У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
Перед тем, как школьник разложит задачу на составные части, в каждой выделяя основную мысль, представит в виде схемы (см.ниже), предложите ему выполнить следующее упражнение: составить текст задачи из ее частей - отдельных слов так, чтобы сохранились заглавные буквы, знаки препинания и числа остались на прежних местах, например:
состоящую; соединить; У; сколько; замкнутую; разрезать; - 18 рублей,; кузнеца; денег; новую; было; 30 звеньев.; скажите,; 6 кусков; звено; в; Учитывая,; каждом,; может; цепи; по; кузнец,; одну; 5 звеньев; из; замкнутую; которых; 150 рублей?; он; цепь,; сэкономить; 8 рублей,; хотел; из; сделать; вновь; цепь; что; а; если; за; одно; его; купит
Это удивительное упражнение не только помогает сконцентрировать внимание, грамотно расставить акценты и понять текст, но и развить многие интеллектуальные способности школьника.
А вот обещанная схема:
Грамотно составленная схема - 9о% решения. 10% за вами.
Составлять рациональные и содержательные схемы - настоящее искусство. Такие схемы рождаются в процессе построения умозаключений из смысловых единиц условия. Умение схематично отразить условие задачи, грамотно расставив акценты, вырабатывается в результате усердной и постоянной работы. Школьник, овладевший этим умением, вряд ли будет испытывать трудности при решении самых разных задач.
Схемы (чертежи) строятся самыми разными способами. Если в схемах отражать не только существенные данные условия задачи, но и выводы, полученные из каждого суждения, то ответ напросится сам.
Например, к задаче №2 из той же статьи (Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?) можно составить схему, которая "выдаст" готовый ответ:
Как помочь школьнику преодолеть эти трудности и обучить методам их предупреждения?
Этот вопрос очень непростой, но требует простого (доступного всем) ответа. И этот ответ - конкретные методы, способы, приемы выработки базовых умений, необходимых для уяснения смысла вопроса, условия задачи, грамотного ее решения.
Эти базовые умения - умения концентрировать внимание на текстовой информации, выделять ключевые слова, опорные пункты, устанавливать причинно-следственные и другие связи между основными событиями, явлениями, раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими, в условие задачи, выделять существенные данные и искомое, логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выборе пути решения задачи.
Как ответ на любой вопрос начинается с понимания его смысла, так и решение задачи начинается с усвоения ее условия и уяснения сути вопроса. Педагоги и психологи предлагают разные эффективные упражнения для формирования умений понимать смысл услышанного или прочитанного.
В этих упражнениях основное внимание уделяется выработке способности делать вывод из каждого суждения и воспитанию привычки прояснять непонятные термины, находить их значения (например, в толковых и прочих словарях).
Вот одно из таких упражнений. Рассмотрим наугад любую задачу, к примеру, задачу №3 из предыдущей статьи.
У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
Перед тем, как школьник разложит задачу на составные части, в каждой выделяя основную мысль, представит в виде схемы (см.ниже), предложите ему выполнить следующее упражнение: составить текст задачи из ее частей - отдельных слов так, чтобы сохранились заглавные буквы, знаки препинания и числа остались на прежних местах, например:
состоящую; соединить; У; сколько; замкнутую; разрезать; - 18 рублей,; кузнеца; денег; новую; было; 30 звеньев.; скажите,; 6 кусков; звено; в; Учитывая,; каждом,; может; цепи; по; кузнец,; одну; 5 звеньев; из; замкнутую; которых; 150 рублей?; он; цепь,; сэкономить; 8 рублей,; хотел; из; сделать; вновь; цепь; что; а; если; за; одно; его; купит
Это удивительное упражнение не только помогает сконцентрировать внимание, грамотно расставить акценты и понять текст, но и развить многие интеллектуальные способности школьника.
А вот обещанная схема:
Всего 30 звеньев | 5 звеньев |
Грамотно составленная схема - 9о% решения. 10% за вами.
Составлять рациональные и содержательные схемы - настоящее искусство. Такие схемы рождаются в процессе построения умозаключений из смысловых единиц условия. Умение схематично отразить условие задачи, грамотно расставив акценты, вырабатывается в результате усердной и постоянной работы. Школьник, овладевший этим умением, вряд ли будет испытывать трудности при решении самых разных задач.
Схемы (чертежи) строятся самыми разными способами. Если в схемах отражать не только существенные данные условия задачи, но и выводы, полученные из каждого суждения, то ответ напросится сам.
Например, к задаче №2 из той же статьи (Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?) можно составить схему, которая "выдаст" готовый ответ:
Нина | Валя | Инна | Марина | Костя |
x | y | y | x | x |
На основании суждения,
что Костя и Марина собирали одинаковые фрукты, в
их ячейки помещаем одинаковые символы, например х. На основании
суждения, что Марина и Валя - разные, в Валину ячейку помещаем у. Таким
же образом в ячейке Нины появляется х. По условию задачи трое собирали
яблоки, двое - груши. Трое - это Нина, Марина и Костя, т.к. у них
одинаковые символы. А двое собирали груши. Следовательно, груши
собирали Валя и Инна.
А решение задачи №1 (Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну) уже заложено в условии задачи, только надо его увидеть. Если образно представить себе ситуацию, о которой идет речь, то ответ сразу вырисовывается. А представить можно следующее.
Четыре кошки, три котенка и 13 кг на одной чаше весов, а три кошки, четыре котенка и 15 кг - на другой. Весы, естественно, уравновешены. С каждой чаши убираем по три кошки, три котенка и 13 кг. Остаются: с одной стороны - одна кошка, с другой - один котенок и 2 кг. Выводы сделать несложно.
Задача №4 (Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?) интересна тем, что в ней присутствуют лишние данные, чтобы сбить с толку. Что касается этой задачи, то, если не принимать во внимание всю нелепость и комичность ситуации, получить пару носков одного цвета нетрудно. Из любых трех вынутых носков два обязательно окажутся одного цвета.
Продолжение следует...
А решение задачи №1 (Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну) уже заложено в условии задачи, только надо его увидеть. Если образно представить себе ситуацию, о которой идет речь, то ответ сразу вырисовывается. А представить можно следующее.
Четыре кошки, три котенка и 13 кг на одной чаше весов, а три кошки, четыре котенка и 15 кг - на другой. Весы, естественно, уравновешены. С каждой чаши убираем по три кошки, три котенка и 13 кг. Остаются: с одной стороны - одна кошка, с другой - один котенок и 2 кг. Выводы сделать несложно.
Задача №4 (Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?) интересна тем, что в ней присутствуют лишние данные, чтобы сбить с толку. Что касается этой задачи, то, если не принимать во внимание всю нелепость и комичность ситуации, получить пару носков одного цвета нетрудно. Из любых трех вынутых носков два обязательно окажутся одного цвета.
Продолжение следует...
Тэги: Помощь в обучении
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи