дек07
Помощь в обучении - 1
Как трудно бывает родителю, учителю, воспитателю завладеть вниманием ребенка, призвать его вникнуть в смысл обращенных к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!
Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей,
выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?
Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю. Такая работа обязательно должна проводиться в определенной системе и стать образом жизни.
На эту тему необходимо постоянно говорить на родительских собраниях, а еще лучше - проводить целевые практические семинарские занятия для родителей в установленном режиме, где можно рассмотреть конкретные способы выработки вышеупомянутых способностей и умений.
А начать этот разговор после уяснения актуальности и сути проблемы, цели и путей ее достижения следует не с вопроса "Какими способами развивать и формировать..?", а "Какие психолого-педагогические условия для этого необходимы?".
Для решения проблемы школьной неуспеваемости обязательно надо рассмотреть психологические причины и все условия, в которых осуществляется образовательный процесс.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.
Качество учения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Об эффективных условиях и способах написано очень много. Можно попробовать такой прием: в классе и дома повесить небольшой плакат с замечательным высказыванием К.С.Станиславского: "Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим". В классе, например, повесить в перевернутом виде, а дома – в зашифрованном, или наоборот. Но не стоит обращать внимание школьника на эту истину: пусть он сам ее для себя случайно откроет. Часто бросая взгляд на эти слова, рано или поздно он все равно задумается над их смыслом.
Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.
Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребенку.
Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.
Культуру умственного труда составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия.
Помочь школьнику научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки - главная задача взрослого, занимающегося воспитанием (в широком смысле этого слова).
Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.
"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями", - справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.
Неуспеваемость учащихся очень часто возникает в результате несформированности мыслительных операций. Школьник будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, усвоении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Эта способность вырабатывается при помощи осмысленного наблюдения, выполнения определенных упражнений. Можно предложить школьнику в школе или дома выполнить такое задание: установив вид связи между понятиями в каждой паре пункта а (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта б.
а)
1) век – столетие 2) палец – рука 3) болезнь – выздоровление
4) малина – ягода 5) старость – молодость 6) молоток - гвоздь
б)
берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.
Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта б к виду связи №4 "вид-род".
Много проблем в понимании учебного материала у школьника связано с неумением различать такие виды связей, как "часть-целое" и "вид-род". Если рука – конечность - это "вид-род", то, например, рука – палец - это "целое-часть", т.к. палец является частью руки, а не ее разновидностью.
На страницах нашего сайта приведено немало упражнений, помогающих научиться умению устанавливать связи и отношения между понятиями.
В следующей статье мы рассмотрим способы формирования умения понимать смысл прочитанного (например, условия задачи) и некоторые подходы к решению задач. Для того чтобы успешно решать задачи, в том числе практические, необходимо развить базовый набор навыков.
1. Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну (решается устно).
2. Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?
3. У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
4. Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?
Решение обсудим в следующей статье.
Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю. Такая работа обязательно должна проводиться в определенной системе и стать образом жизни.
На эту тему необходимо постоянно говорить на родительских собраниях, а еще лучше - проводить целевые практические семинарские занятия для родителей в установленном режиме, где можно рассмотреть конкретные способы выработки вышеупомянутых способностей и умений.
А начать этот разговор после уяснения актуальности и сути проблемы, цели и путей ее достижения следует не с вопроса "Какими способами развивать и формировать..?", а "Какие психолого-педагогические условия для этого необходимы?".
Для решения проблемы школьной неуспеваемости обязательно надо рассмотреть психологические причины и все условия, в которых осуществляется образовательный процесс.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.
Качество учения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Об эффективных условиях и способах написано очень много. Можно попробовать такой прием: в классе и дома повесить небольшой плакат с замечательным высказыванием К.С.Станиславского: "Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим". В классе, например, повесить в перевернутом виде, а дома – в зашифрованном, или наоборот. Но не стоит обращать внимание школьника на эту истину: пусть он сам ее для себя случайно откроет. Часто бросая взгляд на эти слова, рано или поздно он все равно задумается над их смыслом.
Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.
Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребенку.
Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.
Культуру умственного труда составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия.
Помочь школьнику научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки - главная задача взрослого, занимающегося воспитанием (в широком смысле этого слова).
Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.
"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями", - справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.
Неуспеваемость учащихся очень часто возникает в результате несформированности мыслительных операций. Школьник будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, усвоении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Эта способность вырабатывается при помощи осмысленного наблюдения, выполнения определенных упражнений. Можно предложить школьнику в школе или дома выполнить такое задание: установив вид связи между понятиями в каждой паре пункта а (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта б.
а)
1) век – столетие 2) палец – рука 3) болезнь – выздоровление
4) малина – ягода 5) старость – молодость 6) молоток - гвоздь
б)
берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.
Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта б к виду связи №4 "вид-род".
Много проблем в понимании учебного материала у школьника связано с неумением различать такие виды связей, как "часть-целое" и "вид-род". Если рука – конечность - это "вид-род", то, например, рука – палец - это "целое-часть", т.к. палец является частью руки, а не ее разновидностью.
На страницах нашего сайта приведено немало упражнений, помогающих научиться умению устанавливать связи и отношения между понятиями.
В следующей статье мы рассмотрим способы формирования умения понимать смысл прочитанного (например, условия задачи) и некоторые подходы к решению задач. Для того чтобы успешно решать задачи, в том числе практические, необходимо развить базовый набор навыков.
* * *
А пока предложите ребенку решить следующие любопытные задачки.1. Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну (решается устно).
2. Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?
3. У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
4. Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?
Решение обсудим в следующей статье.
Тэги: Помощь в обучении