сен23
Пока я мыслю, я существую
Условиями успешного обучения учащихся является овладение ими умениями выделять главное, грамотно строить вопросы и формулировать ответы, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, анализировать, устанавливать связи между событиями, явлениями, выявлять и решать противоречия, грамотно строить гипотезы и умозаключения, обнаруживать и понимать закономерности процессов и явлений, эффективно решать проблемные ситуации и т.д.
Выработка этих умений осуществляется на основе овладения знаниями основных законов формальной и диалектической логики и в результате (формирования) совершенствования операций мышления, таких как
- анализ — мысленное расчленение объекта на составные части, выделение признаков объекта;
- синтез — мысленное образование единого целого объекта из его частей или признаков, полученных в результате анализа;
- сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов;
- абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других;
- обобщение — мысленный переход к более общему понятию путем отбрасывания видообразующих признаков объекта;
- конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение частного, единичного;
- систематизация или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Последовательное развитие мыслительного аппарата школьника может осуществляться на факультативных практических занятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении за счет часов школьного компонента.
Уважаемые учителя математики, информатики и физики, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!
В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы факультативного учебно-практического курса занятий по формированию правильного мышления школьников (мышления, которое подчинено законам (принципам) формальной логики и законам диалектической логики).
Этот курс, разработанный для учащихся VIII – IX классов среднего общеобразовательного учреждения, рассчитан на четыре занятия по два последовательных учебных часа (всего восемь учебных часов).
Занятия курса могут быть адаптированы к обучению как учащихся V – VII классов, так и учащихся X – XI классов.
По вопросам сотрудничества и приобретения предлагаемой работы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).
Уважаемые учителя математики, информатики и физики, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!
В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы факультативного учебно-практического курса занятий по формированию правильного мышления школьников (мышления, которое подчинено законам (принципам) формальной логики и законам диалектической логики).
Этот курс, разработанный для учащихся VIII – IX классов среднего общеобразовательного учреждения, рассчитан на четыре занятия по два последовательных учебных часа (всего восемь учебных часов).
Занятия курса могут быть адаптированы к обучению как учащихся V – VII классов, так и учащихся X – XI классов.
По вопросам сотрудничества и приобретения предлагаемой работы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).
Фрагменты программы учебно-практического курса
«Способы формирования правильного мышления»
Фрагмент I
Содержание программы курса (77 п/л)
I. Предисловие | 2 |
II. Пояснительная записка | |
1. Актуальность
проблемы формирования у школьников правильного мышления, предмет
изучения курса, основные цели и задачи |
4 |
2. Место настоящего курса в системе подготовки учащихся, междисциплинарных связях, его практическая значимость | 8 |
III. Тематическое планирование | 13 |
IV. Содержание обучения | |
1. Разработка занятия №1 «Уяснение смысла выражения «Правильно мыслить» и выработка готовности к овладению умениями правильного мышления» | 15 |
2. Разработка
занятия №2 «Формирование понятия "Правильное мышление" на
основе усвоения сути главных законов (принципов) формальной логики и
законов диалектики» |
25 |
3. Разработка
занятия №3 «Формирование представления об операциях мышления
и освоение способов совершенствования (формирования) операций
мышления» |
34 |
4. Разработка занятия №4 «Овладение методами развития (формирования) правильного мышления и обучение технике работы с учебным материалом, предназначенным для индивидуальных практических занятий в домашних условиях по выработке навыка правильного мышления» | 45 |
Приложения к занятию №4 (1-13) | 57 |
V. Методические рекомендации | 71-77 |
Фрагмент II
Занятие №1 (два учебных часа)
Рекомендации к оформлению доски
- Записи 1 – 9 кратко производятся на центральной части доски (остальное место необходимо оставить для рабочих рисунков).
- Число. Тема занятия.
- Девиз: пока я мыслю, я существую.
- Актуальность: требование времени к развитию правильного мышления.
- Противоречие: между необходимостью и желанием научиться правильно мыслить с одной стороны и отсутствием умений с другой стороны.
- Проблема: как научиться правильно мыслить.
- Цель занятия: понять суть и значение проблемы, выработать готовность к овладению умениями правильного мышления.
- План занятия (3 пункта)
- ознакомиться с задачами и содержанием нового курса и уяснить цель занятия;
- понять, что значит «правильно мыслить» и зачем нужно учиться правильно мыслить;
- подвести итоги первого занятия.
- Цветным мелом: уравнение (выражение, сумма, неизвестная величина, равенство, произведение, корень, две части, знак «равно», результат, частное).
- Цветным мелом другого цвета: плоская геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник с гипотенузой в 7см, треугольник, геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник, фигура, равнобедренный треугольник, многоугольник.
Рекомендация! Если нет желания расписывать на доске вышеуказанные пункты с целью
- формирования у школьников умений ставить цели, планировать и быть последовательными в достижении результата,
- воспитания терпения, ответственности за свои слова и действия, самостоятельности и организованности,
то можно заранее напечатать этот материал и раздать каждому школьнику, чтобы они помнили о замысле и цели занятия и могли отслеживать выполнение каждого пункта плана.
Ход занятия
Учитель знакомит
учащихся с задачами и содержанием нового курса, с целью проведения занятия. В диалоге
учащимися вскрываются причины многих собственных неудач (неумение
вникнуть в суть ситуации или задачи, установить связи между событиями,
явлениями, грамотно сформулировать вопрос, построить умозаключение и
т.п.), уясняется актуальность темы, суть проблемы и ее значение.
Далее учитель поясняет: «Чтобы научиться правильно мыслить, необходимо работать над собой. Мышление развивается и тренируется. Как спортсмен тренирует свои мышцы, так же и любой школьник может натренировать свои мыслительные способности».
Затем желает успехов в освоении новых знаний и объясняет, рассматривая с учащимися первые семь пунктов информации, записанной на доске: «Чтобы научиться правильно мыслить, самое главное, что необходимо сделать – научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать результат».
Предлагает ребятам осмыслить записанную на доске цель и в течение всего занятия следить за выполнением всех пунктов плана, на которые внимание будет обращено чуть позже.
Далее учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать окружающих, уважая чужое мнение. Затем произносит следующую фразу: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Задается вопрос: к какой группе людей ребята себя причисляют.
Школьники выражают свое мнение, говорят о том, что не следует пугаться и пасовать перед сложной ситуацией, откладывать решение проблемы в "долгий ящик", сразу бросаться решать ее, не подумав и не найдя оптимального способа.
Затем учитель приводит пример проблемной ситуации, излагает ее суть и показывает ребятам картинку.
Далее учитель поясняет: «Чтобы научиться правильно мыслить, необходимо работать над собой. Мышление развивается и тренируется. Как спортсмен тренирует свои мышцы, так же и любой школьник может натренировать свои мыслительные способности».
Затем желает успехов в освоении новых знаний и объясняет, рассматривая с учащимися первые семь пунктов информации, записанной на доске: «Чтобы научиться правильно мыслить, самое главное, что необходимо сделать – научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать результат».
Предлагает ребятам осмыслить записанную на доске цель и в течение всего занятия следить за выполнением всех пунктов плана, на которые внимание будет обращено чуть позже.
Далее учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать окружающих, уважая чужое мнение. Затем произносит следующую фразу: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Задается вопрос: к какой группе людей ребята себя причисляют.
Школьники выражают свое мнение, говорят о том, что не следует пугаться и пасовать перед сложной ситуацией, откладывать решение проблемы в "долгий ящик", сразу бросаться решать ее, не подумав и не найдя оптимального способа.
Затем учитель приводит пример проблемной ситуации, излагает ее суть и показывает ребятам картинку.
Испорченный праздник
(расследование ведет инспектор Варнике)
Пасхальный праздник
инспектор Варнике проводил в кругу одной семьи. И
вдруг неприятность — исчезло яйцо. Ярко раскрашенное яйцо из
папье-маше, внутри которого был спрятан дорогой браслет — подарок для
хозяйки дома.
В разгар поисков в гостиную вошел взволнованный мистер Джеймс, брат хозяйки, и рассказал следующее: «Я все время был на веранде. Случайно оглянувшись, я увидел, как мой племянник Томми, который находился один в комнате и стоял у стола, вдруг поглядел на лежащее на шкафу яйцо, вскарабкался на стул, схватил это яйцо и исчез в саду. Я бросился за ним, вот оболочка яйца, я нашел ее в кустах».
Затем он обратился к мальчику: «Томми, куда ты дел браслет? Ну-ка говори, маленький разбойник!». Оскорбленный мальчик заявил, что он ничего не знает. Он не возражал против того, что действительно находился один в комнате и рассматривал раскрашенные в разные цвета яйца, лежащие на столе, но яйца из папье-маше не видел.
Чтобы воссоздать первоначальную картину, яйцо было положено на книжный шкаф.
В разгар поисков в гостиную вошел взволнованный мистер Джеймс, брат хозяйки, и рассказал следующее: «Я все время был на веранде. Случайно оглянувшись, я увидел, как мой племянник Томми, который находился один в комнате и стоял у стола, вдруг поглядел на лежащее на шкафу яйцо, вскарабкался на стул, схватил это яйцо и исчез в саду. Я бросился за ним, вот оболочка яйца, я нашел ее в кустах».
Затем он обратился к мальчику: «Томми, куда ты дел браслет? Ну-ка говори, маленький разбойник!». Оскорбленный мальчик заявил, что он ничего не знает. Он не возражал против того, что действительно находился один в комнате и рассматривал раскрашенные в разные цвета яйца, лежащие на столе, но яйца из папье-маше не видел.
Чтобы воссоздать первоначальную картину, яйцо было положено на книжный шкаф.
«Спросите-ка лучше
своего уважаемого дядю Джеймса, не вернет ли он вам
похищенный браслет, — вдруг сказал инспектор Варнике. — Его рассказ
совершенно неправдоподобен».
Почему Варнике пришел к этому выводу?
После обсуждения результатов ребята делают вывод: «Чтобы решать подобные проблемные ситуации, необходимо уметь грамотно строить умозаключения, уметь думать».
Далее обращается внимание учащихся на пункты плана и все приступают к исполнению намеченного плана.
Почему Варнике пришел к этому выводу?
После обсуждения результатов ребята делают вывод: «Чтобы решать подобные проблемные ситуации, необходимо уметь грамотно строить умозаключения, уметь думать».
Далее обращается внимание учащихся на пункты плана и все приступают к исполнению намеченного плана.
Ребятам на кратких примерах, преимущественно из школьной жизни, объясняется, что значит уметь правильно мыслить.
Уметь правильно мыслить – значит уметь:
- объективно оценивать окружающую действительность
- выявлять сущность понятий, суждений, явлений
- делать осознанный выбор
- грамотно строить вопросы и формулировать ответы
- осмысленно воспринимать и запоминать информацию
- анализировать, выделять главное (существенное), сравнивать
- строить аналогии (устанавливать соответствие, сходство)
- обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать
- объяснять и обосновывать полученные в ходе учебно-познавательной деятельности результаты
- строить гипотезы и умозаключения, прогнозировать
- находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим
- определять понятие (формулировать определение понятия)
- образовывать (формировать) понятие
- устанавливать связи и отношения между понятиями, суждениями, событиями, явлениями
- выявлять и решать противоречия
- находить оптимальные пути решения проблем
- выявлять и понимать закономерности процессов и явлений, в том числе явлений общественной жизни
- предупреждать появление многих проблем, в том числе житейских
- избегать суждений «с двойным смыслом» и «двойственных» ситуаций
- не поддаваться на разные уловки в спорах и т.д.
Затем учитель объясняет:
"Правильное мышление – мышление по законам
формальной логики и законам диалектики". Это будет на примерах
разъясняться на следующем занятии (во втором пункте плана). Далее
учитель просит ребят высказать свои мнения и подвести итог.
После того, как ребята выскажут, что человеку необходимо уметь правильно мыслить для того, чтобы вовремя найти достойный выход из многих ситуаций, в частности для того, чтобы просто выжить, чтобы в самый ответственный момент не растеряться и т.п., учитель предлагает выполнить следующие задания и сделать выводы.
После того, как ребята выскажут, что человеку необходимо уметь правильно мыслить для того, чтобы вовремя найти достойный выход из многих ситуаций, в частности для того, чтобы просто выжить, чтобы в самый ответственный момент не растеряться и т.п., учитель предлагает выполнить следующие задания и сделать выводы.
- Задания на поиск быстрого и рационального решения:
- 263 + 579 + 137, быстрое умножение на 25 и 125,
- Задача на мгновенное определение длины отрезка АС.
Прямоугольный
треугольник вписан в четверть окружности так, как
показано на рисунке. Необходимо, пользуясь лишь теми данными, которые
приведены на чертеже, вычислить длину гипотенузы АС.
- Задача с фотографиями. Было 7 человек. Каждый каждому дал свою фотографию. Сколько фотографий было роздано?
- Сосчитать и назвать общее количество треугольников (на доске нарисован треугольник, в котором проведены из каждой вершины медианы или биссектрисы). Чтобы быстро сосчитать общее количество треугольников, необходимо выбрать базу, точку отсчета.
- Задача с точками: расположить девять точек в виде квадрата 3х3 (нарисовать на доске), провести четыре прямые линии через все точки, не отрывая карандаша от бумаги.
Далеко не многие ребята справятся самостоятельно с этой задачей. Чтобы на уроке не терять время на поиск решения задачи, целесообразно накануне проведения данного занятия предложить учащимся эту задачу-проблему.
Во время обсуждения результатов нужно заострить внимание на том, что для решения этой задачи, большинства других задач и проблемных ситуаций необходимо выйти за «рамки» системы (ответ приведен в конце статьи).
Здесь уместно привести примеры из жизни.
Во время обсуждения результатов нужно заострить внимание на том, что для решения этой задачи, большинства других задач и проблемных ситуаций необходимо выйти за «рамки» системы (ответ приведен в конце статьи).
Здесь уместно привести примеры из жизни.
Вывод: уметь
правильно мыслить необходимо для того, чтобы находить оптимальные пути решения задач и проблемных ситуаций.
- Задания на построение умозаключения:
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (На раздумье отводится несколько секунд).
- Найти периметры фигур (на доске нарисованы два не существующих в природе треугольника: тупоугольный – стороны: 5, 4, 11; прямоугольный – стороны: 6, 7, 10).
- задания с истинными и ложными дедуктивными умозаключениями:
- Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета солнечной системы. Далее учитель просит учащихся сделать вывод. Ребята обычно говорят: "Следовательно, Земля вращается вокруг Солнца" (вывод верен).
- Все четырехугольники имеют 4 угла. Трапеция – четырехугольник. Следовательно... Ребята говорят: " Трапеция имеет 4 угла" (вывод верен).
- Любой треугольник имеет три внутренних угла. Эта плоская фигура имеет три внутренних угла. Следовательно... Ребята говорят: "Эта плоская фигура – треугольник (вывод не верен, т.к. есть плоские фигуры с тремя внутренними углами, не являющиеся треугольниками). Например:
А
теперь верное умозаключение. Любой треугольник имеет три внутренних
угла. Эта плоская фигура – треугольник. Следовательно, эта плоская
фигура имеет три внутренних угла.
- На любой вопрос можно ответить «да» или «нет»? Ребята часто отвечают утвердительно. Учитель спрашивает: "Вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?".
- Софизм 2 = 3. *– знак умножения
Возьмем 4 : 2 = 6 : 3, т.к. 2 = 2. Итак, 4 : 2 = 6 : 3 ( 2 и 3 выносим за скобки), получается:
2 * (2 : 1) = 3 * (2 : 1), следовательно, 2 * 2 = 3 * 2 (обе части делим на 2).
Получается : 2 * 1 = 3 * 1, т.е. 2 = 3, что и требовалось доказать.
- Объявление на торговой точке: "Сегодня за наличные, а завтра в кредит".
- Далее хорошо бы поговорить о применении разных уловок в споре и о способах их нейтрализации.
Вывод: уметь
правильно мыслить необходимо для того, чтобы грамотно строить умозаключения, не попадать впросак, не быть обманутым, правильно вести спор, вовремя распознавать различные уловки и т.д.
- Задание. Спросить ребят, задумывались ли они когда-нибудь над тем, почему между людьми происходят ссоры, распри, войны, почему люди часто не понимают друг друга. Попросить их представить, к примеру, такую ситуацию: "Вы просите своего деревенского гостя принести вам из другой комнаты мобильник".
— А что это такое?
— Это телефон.
Гость приносит обычный стационарный телефон.
— Ты что принес?
— Телефон, как ты сказал.
— Это телефон.
Гость приносит обычный стационарный телефон.
— Ты что принес?
— Телефон, как ты сказал.
Еще привести примеры на непонимание в результате неправильных определений понятий и раскрыть прием определения понятия на школьных
примерах.
Затем выполняется задание, расположенное на доске под 8 пунктом, в котором нужно выделить из приведенных признаков понятия "уравнение" существенные и на этой основе дать определение понятия "Уравнение".
Далее привести примеры на непонимание в результате присутствия в речи бессмысленных фраз Например. Большая половина группы уехала на экскурсию. Солнце позолотило верхушки дерева. Самый первый, самый последний и т.п.
Рассмотреть тавтологии: памятный сувенир, облокотиться локтем о парту.
Затем выполняется задание, расположенное на доске под 8 пунктом, в котором нужно выделить из приведенных признаков понятия "уравнение" существенные и на этой основе дать определение понятия "Уравнение".
Далее привести примеры на непонимание в результате присутствия в речи бессмысленных фраз Например. Большая половина группы уехала на экскурсию. Солнце позолотило верхушки дерева. Самый первый, самый последний и т.п.
Рассмотреть тавтологии: памятный сувенир, облокотиться локтем о парту.
Вывод: уметь
правильно мыслить необходимо для того, чтобы вникать в суть вещей и явлений, правильно выражать свою мысль, быть понятым, уметь грамотно формулировать определения понятий, избегать двусмысленные ситуации, конфликтные ситуации, а если и оказался втянутым в них, - выйти с достоинством.
- Задание. Рассмотреть способы осмысленного восприятия и смыслового запоминания информации. Рассказать о правилах усвоения учебного материала.
Затем выполняется задание, расположенное на доске под 9 пунктом, в котором нужно расположить указанные понятия от менее общего к более общему.
Далее учитель просит произвести деление (логическую классификацию) понятия "треугольник".
Далее учитель просит произвести деление (логическую классификацию) понятия "треугольник".
На разных примерах учитель показывает и рассказывает об ошибках при делении понятий.
Затем всем вместе можно заняться конкретизацией – установлением всевозможных связей и отношений объекта. Это можно сделать на примере понятия «вода»: вода как необходимый продукт питания, вода как среда химических реакций, вода как среда происхождения и развития жизни, вода как условие обмена веществ в организме, вода как средство гигиены и др.
Затем всем вместе можно заняться конкретизацией – установлением всевозможных связей и отношений объекта. Это можно сделать на примере понятия «вода»: вода как необходимый продукт питания, вода как среда химических реакций, вода как среда происхождения и развития жизни, вода как условие обмена веществ в организме, вода как средство гигиены и др.
Вывод: уметь
правильно мыслить необходимо для того, чтобы осмысленного воспринимать и запоминать информацию (в том числе учебный материал), чтобы выделять главное, существенное, грамотно анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать и т.д.
- Задание. Задать ребятам вопрос: "Надо ли уметь мыслить для того, чтобы быть здоровым и морально, и физически, получать радости от жизни, заниматься любимым делом, саморазвитием, помогать окружающим, делать добро и, наконец, чтобы просто быть счастливым?".
Школьники размышляют, высказывают свои мысли, приводят примеры и делают выводы.
В конце занятия целесообразно подвести итоги, проанализировать результат в соответствии с поставленными целями и намеченным планом. Поблагодарить и похвалить ребят за творчество и активность на уроке. Пожелать удачи в дальнейшем использовании полученных на этом занятии знаний. Обсудить цель и задачи следующего занятия. Выразить надежду на скорую встречу.
Долгожданный ответ:
Удачи!