Занимательная

педагогика

Пока я мыслю, я существую

Условиями успешного обучения учащихся является овладение ими умениями выделять главное, грамотно строить вопросы и формулировать ответы, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, анализировать, устанавливать связи между событиями, явлениями, выявлять и решать противоречия, грамотно строить гипотезы и умозаключения, обнаруживать и понимать закономерности процессов и явлений, эффективно решать проблемные ситуации и т.д.

Выработка этих умений осуществляется на основе овладения знаниями основных законов формальной и диалектической логики и в результате (формирования) совершенствования операций мышления, таких как
  • анализ — мысленное расчленение объекта на составные части, выделение признаков объекта;
  • синтез — мысленное образование единого целого объекта из его частей или признаков, полученных в результате анализа;
  • сравнение — мысленное установление  сходства или различия объектов;
  • абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других;
  • обобщение — мысленный переход к более общему понятию путем отбрасывания видообразующих признаков объекта;
  • конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение частного, единичного;
  • систематизация или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Последовательное развитие мыслительного аппарата школьника может осуществляться на факультативных практических занятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении за счет часов школьного компонента.

Уважаемые учителя математики, информатики и физики, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!

В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы факультативного учебно-практического курса занятий по формированию правильного мышления школьников (мышления, которое подчинено законам (принципам) формальной логики и законам диалектической логики).

Этот курс, разработанный для учащихся VIII – IX классов среднего общеобразовательного учреждения, рассчитан на четыре занятия по два последовательных учебных часа (всего восемь учебных часов).
Занятия курса могут быть адаптированы к обучению как учащихся V – VII классов, так и учащихся X – XI классов.

По вопросам сотрудничества и приобретения предлагаемой работы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).


Фрагменты программы учебно-практического курса

«Способы формирования правильного мышления»



Фрагмент I



Содержание программы курса (77 п/л)


I. Предисловие 2

II. Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы формирования у школьников правильного мышления, предмет изучения курса, основные цели и задачи
4
2. Место настоящего курса в системе подготовки учащихся, междисциплинарных связях, его практическая значимость 8

III. Тематическое планирование 13

IV. Содержание обучения
1. Разработка занятия №1 «Уяснение смысла выражения «Правильно мыслить» и выработка готовности к овладению умениями правильного мышления» 15
2. Разработка занятия №2 «Формирование понятия "Правильное мышление" на основе усвоения сути главных законов (принципов) формальной логики и законов диалектики»
25
3. Разработка занятия №3 «Формирование представления об операциях мышления и освоение способов совершенствования (формирования) операций мышления»
34
4. Разработка занятия №4 «Овладение методами развития (формирования) правильного мышления и обучение технике работы с учебным материалом, предназначенным для индивидуальных практических занятий в домашних условиях по выработке навыка правильного мышления» 45
Приложения к занятию №4 (1-13) 57

V. Методические рекомендации 71-77


Фрагмент II


Занятие №1 (два учебных часа)


Рекомендации к оформлению доски

  • Записи 1 – 9 кратко производятся на центральной части доски (остальное место необходимо оставить для рабочих рисунков).
  • Число. Тема занятия.
  • Девиз: пока я мыслю, я существую.
  • Актуальность: требование времени к развитию правильного мышления.
  • Противоречие:  между необходимостью и желанием научиться правильно  мыслить с одной стороны и отсутствием умений с другой стороны.
  • Проблема: как научиться правильно мыслить.
  • Цель занятия: понять суть и значение проблемы, выработать готовность к овладению умениями правильного мышления.

  • План занятия (3 пункта)
  • ознакомиться с задачами и содержанием нового курса и уяснить цель занятия;
  • понять, что значит «правильно мыслить» и зачем нужно учиться правильно мыслить;
  • подвести итоги первого занятия.
  • Цветным мелом: уравнение (выражение, сумма, неизвестная величина, равенство, произведение, корень, две части, знак «равно», результат, частное).
  • Цветным мелом другого цвета: плоская геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник с гипотенузой в 7см,  треугольник, геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник, фигура, равнобедренный треугольник, многоугольник.

Рекомендация! Если нет желания расписывать на доске вышеуказанные пункты с целью
  • формирования у школьников умений ставить цели, планировать и быть последовательными в достижении результата,
  • воспитания терпения, ответственности за свои слова и действия, самостоятельности и организованности,
то можно заранее напечатать этот материал и раздать каждому школьнику, чтобы они помнили о замысле и цели занятия и могли отслеживать выполнение каждого пункта плана.


Ход занятия



Учитель знакомит учащихся с задачами и содержанием нового курса, с целью проведения занятия. В диалоге учащимися вскрываются причины многих собственных неудач (неумение вникнуть в суть ситуации или задачи, установить связи между событиями, явлениями, грамотно сформулировать вопрос, построить умозаключение и т.п.), уясняется актуальность темы, суть проблемы и ее значение.

Далее учитель поясняет: «Чтобы научиться правильно мыслить, необходимо работать над собой. Мышление развивается и тренируется. Как спортсмен тренирует свои мышцы, так же и любой школьник может натренировать свои мыслительные способности».

Затем желает успехов в освоении новых знаний и объясняет, рассматривая с учащимися первые семь пунктов информации, записанной на доске: «Чтобы научиться правильно мыслить, самое главное, что необходимо сделать – научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать результат».
Предлагает ребятам осмыслить записанную на доске цель и в течение всего занятия следить за выполнением всех пунктов плана, на которые внимание будет обращено чуть позже.

Далее учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать  окружающих, уважая чужое мнение. Затем произносит следующую фразу: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Задается вопрос: к какой группе людей ребята себя причисляют.
Школьники выражают свое мнение, говорят о том, что не следует пугаться и пасовать перед сложной ситуацией, откладывать решение проблемы в "долгий ящик", сразу бросаться решать ее, не подумав и не найдя оптимального способа.
Затем учитель приводит пример проблемной ситуации, излагает ее суть и показывает ребятам картинку.


Испорченный праздник (расследование ведет инспектор Варнике)

Пасхальный праздник инспектор Варнике проводил в кругу одной семьи. И вдруг неприятность — исчезло яйцо. Ярко раскрашенное яйцо из папье-маше, внутри которого был спрятан дорогой браслет — подарок для хозяйки дома.

В разгар поисков в гостиную вошел взволнованный мистер Джеймс, брат хозяйки, и рассказал следующее: «Я все время был на веранде. Случайно оглянувшись, я увидел, как мой племянник Томми, который находился один в комнате и стоял у стола, вдруг поглядел на лежащее на шкафу яйцо, вскарабкался на стул, схватил это яйцо и исчез в саду. Я бросился за ним, вот оболочка яйца, я нашел ее в кустах».

Затем он обратился к мальчику: «Томми,  куда ты дел браслет? Ну-ка говори, маленький разбойник!». Оскорбленный мальчик заявил, что он ничего не знает. Он не возражал против того, что действительно находился один в комнате и рассматривал раскрашенные в разные цвета яйца, лежащие на столе,  но яйца из папье-маше не видел.

Чтобы воссоздать первоначальную картину, яйцо было положено на книжный шкаф.

Инспектор Варнике. Испорченный праздник.

«Спросите-ка лучше своего уважаемого дядю Джеймса, не вернет ли он вам похищенный браслет, — вдруг сказал инспектор Варнике. — Его рассказ совершенно неправдоподобен».
Почему Варнике пришел к этому выводу?

После обсуждения результатов ребята делают вывод: «Чтобы решать подобные проблемные ситуации, необходимо уметь грамотно строить умозаключения, уметь думать».
Далее обращается внимание учащихся на пункты плана и все приступают к исполнению намеченного плана.
Ребятам на кратких примерах, преимущественно из школьной жизни, объясняется, что значит уметь правильно мыслить.

Уметь правильно мыслить – значит уметь:

  • объективно оценивать окружающую действительность
  • выявлять сущность понятий, суждений, явлений
  • делать осознанный выбор
  • грамотно строить вопросы и формулировать ответы
  • осмысленно воспринимать и запоминать информацию
  • анализировать, выделять главное (существенное), сравнивать
  • строить аналогии (устанавливать соответствие, сходство)
  • обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать
  • объяснять и обосновывать полученные в ходе учебно-познавательной деятельности результаты
  • строить гипотезы и умозаключения, прогнозировать
  • находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим
  • определять понятие (формулировать определение понятия)
  • образовывать (формировать) понятие
  • устанавливать связи и отношения между понятиями, суждениями,  событиями, явлениями
  • выявлять и решать противоречия
  • находить оптимальные пути решения проблем
  • выявлять и понимать закономерности процессов и явлений, в том числе явлений общественной жизни
  • предупреждать появление многих  проблем, в том числе житейских
  • избегать суждений «с двойным смыслом» и «двойственных» ситуаций
  • не поддаваться на разные уловки в спорах и т.д.

Затем учитель объясняет: "Правильное мышление – мышление по законам формальной логики и законам диалектики". Это будет на примерах разъясняться на следующем занятии (во втором пункте плана). Далее учитель просит ребят высказать свои мнения и подвести итог.

После того, как ребята выскажут, что человеку необходимо уметь правильно мыслить для того, чтобы вовремя найти достойный выход из многих ситуаций, в частности для того, чтобы просто выжить, чтобы в самый ответственный момент не растеряться и т.п., учитель предлагает выполнить следующие задания и сделать выводы.

  • Задания на поиск быстрого и рационального решения:
  • 263 + 579 + 137,  быстрое умножение на 25 и 125,
  • Задача на мгновенное определение длины отрезка АС.
Прямоугольный треугольник вписан в четверть окружности так, как показано на рисунке. Необходимо, пользуясь лишь теми данными, которые приведены на чертеже, вычислить длину гипотенузы АС.

Вычислить длину гипотенузы


  • Задача с фотографиями. Было 7 человек. Каждый каждому дал свою фотографию. Сколько фотографий было роздано?
  • Сосчитать и назвать общее количество треугольников (на доске нарисован треугольник, в котором проведены из каждой вершины медианы или биссектрисы). Чтобы быстро сосчитать общее количество треугольников, необходимо выбрать базу, точку отсчета.
  • Задача с точками: расположить девять точек в виде квадрата 3х3 (нарисовать на доске), провести четыре прямые линии через все точки, не отрывая карандаша от бумаги.

Далеко не многие ребята справятся самостоятельно с этой задачей. Чтобы на уроке не терять время на поиск решения задачи, целесообразно накануне проведения данного занятия предложить учащимся эту задачу-проблему.
Во время обсуждения результатов нужно заострить внимание на том, что для решения этой задачи, большинства других задач и проблемных ситуаций необходимо выйти за «рамки» системы (ответ приведен в конце статьи).
Здесь уместно привести примеры из жизни.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы находить оптимальные пути решения задач и проблемных ситуаций.

  • Задания на построение умозаключения:

  • На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (На раздумье отводится несколько секунд).
  • Найти периметры фигур (на доске нарисованы два не существующих в природе треугольника: тупоугольный – стороны: 5, 4, 11; прямоугольный – стороны: 6, 7, 10).
  • задания с истинными и ложными дедуктивными умозаключениями:

  • Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета солнечной системы. Далее учитель просит учащихся сделать вывод. Ребята обычно говорят: "Следовательно, Земля вращается вокруг Солнца" (вывод верен).
  • Все четырехугольники имеют 4 угла. Трапеция – четырехугольник. Следовательно... Ребята говорят: " Трапеция имеет 4 угла" (вывод верен).
  • Любой треугольник имеет три внутренних угла. Эта плоская фигура имеет три внутренних угла. Следовательно... Ребята говорят: "Эта плоская фигура – треугольник (вывод не верен, т.к. есть плоские фигуры с тремя внутренними углами, не являющиеся треугольниками). Например:
Фмгура с тремя внутренними углами

А теперь верное умозаключение. Любой треугольник имеет три внутренних угла. Эта плоская фигура – треугольник. Следовательно, эта плоская фигура имеет три внутренних угла.

  • На любой вопрос можно ответить «да» или «нет»? Ребята часто отвечают утвердительно. Учитель спрашивает: "Вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?".
  • Софизм   2 = 3.       *–  знак умножения
Возьмем  4 : 2 = 6 : 3,  т.к.  2 = 2. Итак,  4 : 2 = 6 : 3  ( 2 и 3 выносим за скобки),  получается:
2 * (2 : 1) = 3 * (2 : 1),  следовательно,  2 * 2 = 3 * 2  (обе части делим на 2).
Получается : 2 * 1  =  3 *  1,  т.е.  2 = 3,  что и требовалось доказать.
  • Объявление на торговой  точке: "Сегодня за наличные, а завтра в кредит".
  • Далее хорошо бы поговорить о применении разных уловок в споре и о способах их нейтрализации.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы грамотно строить умозаключения,  не попадать впросак,  не быть обманутым,  правильно вести спор, вовремя распознавать  различные  уловки и т.д.

  • Задание. Спросить ребят, задумывались ли они когда-нибудь над тем, почему между людьми происходят ссоры, распри, войны, почему люди часто не понимают друг друга. Попросить их представить, к примеру, такую ситуацию: "Вы просите своего деревенского гостя принести вам из другой комнаты мобильник".

— А что это такое?
— Это телефон.
Гость приносит обычный стационарный телефон.
— Ты что принес?
— Телефон, как ты сказал.

Еще привести примеры на непонимание в результате неправильных определений понятий и раскрыть прием определения понятия на школьных примерах.

Затем выполняется задание, расположенное на доске под 8 пунктом, в котором нужно выделить из приведенных признаков понятия "уравнение" существенные и на этой основе дать определение понятия "Уравнение".

Далее привести примеры на непонимание в результате присутствия в речи бессмысленных фраз Например. Большая половина группы уехала на экскурсию. Солнце позолотило верхушки дерева. Самый первый, самый последний и т.п.

Рассмотреть тавтологии: памятный сувенир,  облокотиться локтем о парту.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы вникать в суть вещей и явлений, правильно выражать свою мысль, быть понятым, уметь грамотно формулировать определения понятий, избегать двусмысленные  ситуации, конфликтные ситуации, а если и оказался втянутым в них, - выйти с достоинством.

  • Задание. Рассмотреть способы осмысленного восприятия и смыслового запоминания информации. Рассказать о правилах усвоения учебного материала.

Затем выполняется задание,  расположенное на доске под 9 пунктом, в котором  нужно расположить указанные понятия от менее общего к более общему.

Далее учитель просит произвести деление (логическую классификацию) понятия "треугольник".

Классификация понятия треугольник


На разных примерах учитель показывает и рассказывает об ошибках при делении понятий.

Затем всем вместе можно заняться конкретизацией – установлением всевозможных связей и отношений объекта. Это можно сделать на примере понятия «вода»: вода как необходимый продукт питания, вода как среда химических реакций, вода как среда происхождения и развития жизни, вода как условие обмена веществ в организме, вода как средство гигиены и др.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы осмысленного воспринимать  и запоминать информацию (в том числе учебный материал), чтобы выделять главное, существенное, грамотно анализировать, сравнивать,  обобщать, классифицировать, конкретизировать и т.д.

  • Задание. Задать ребятам вопрос: "Надо ли уметь мыслить для того, чтобы быть здоровым и морально, и физически, получать радости от жизни, заниматься любимым делом, саморазвитием, помогать окружающим, делать добро и, наконец,  чтобы просто быть счастливым?".

Школьники размышляют, высказывают свои мысли, приводят примеры и делают выводы.


В конце занятия целесообразно подвести итоги, проанализировать результат в соответствии с поставленными целями и намеченным планом. Поблагодарить и похвалить ребят за творчество и активность на уроке. Пожелать удачи в дальнейшем использовании полученных на этом занятии знаний. Обсудить цель и задачи следующего занятия. Выразить надежду на скорую встречу.



Долгожданный ответ:
Соединить девять точек


Удачи!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100