Занимательная

педагогика

Кто кого защищает?

Методическая разработка классного часа на тему «Кто кого защищает?»

Методическая разработка классного часа на тему «Кто кого защищает?»


Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме защиты животных и
проблеме воспитания бережного отношения к животным

Предназначена для учителей, воспитателей и классных руководителей любого звена


Пояснительная записка


«Все страдания, которые человек причиняет животным,
вернутся снова к человеку»

Пифагор

Многим педагогам будут интересны результаты группового анонимного анкетирования, проведённого во многих школах Москвы и Московской области в непринуждённой обстановке с целью определения  отношения учащихся к домашним животным. Итоги оказались печальными. Учащимся 5-х – 11-х классов были предложены два вопроса: «Как ты относишься к домашним животным?» и «Если животное оказалось в беде, ты постараешься помочь?» Большинство ребят (около 70%) дали положительные ответы. Некоторые высказались, что к животным равнодушны, главное, чтобы те их не трогали. Насторожили такие ответы:
  • люблю собак и не терплю кошек,
  • люблю кошек и не люблю собак,
  • люблю только играть с животными, пока не надоест,
  • не помогу, это может быть опасно,
  • помогу, если мне это будет нужно.
Были и  те, кто признался, что не любит животных.

Ещё больше повергли в уныние разговоры некоторых педагогов о том, что воспитать бережное отношение, не говоря уже о любви, к животным в их условиях (чрезвычайной занятости и т. п.) невозможно. Мол, дома не научили, чего ждать от школы. Родителям до этого нет дела. Всполошатся, когда произойдёт какое-нибудь вопиющее событие. Признались, что классные часы и родительские собрания проводят, но часто формально.

Так что же, ситуация безвыходная? Слава богу нет. Находятся настоящие педагоги, способные решить эту проблему. Много сценариев классных мероприятий можно найти и адаптировать к своим условиям, главное, чтобы поход к решению этой архиважной и архисложной задачи был душевным и творческим.

Друзья, в этой статье вам предлагается сценарий классного мероприятия, который был апробирован и вызвал бурю эмоций у школьников. Помогли истории, пронзившие до глубины души, и грамотно выстроенная речь ведущего. Некоторые учителя воспряли духом, им самим было интересно провести это мероприятие. Обрадовала реакция школьников. Стало понятно, что человек способен измениться, осознавая, что животное (речь пока идёт о кошках и собаках) любит его таким, каков он есть, проявляя к нему жертвенное отношение, помогая в ситуациях опасности. Надо понимать и стараться донести необычную мысль школьникам, что животные нас защищают. И не только потому, что преданы нам, но, что важнее всего, защищают нас от нас же самих, делая мудрее и человечнее. Вот об этом и пойдёт речь.

Как учителю организовать и провести классное мероприятие на эту тему неформально, чтобы донести вышесказанное, расскажет настоящая методическая разработка, актуальная в любой школе и любом классе, и в любое время. Учитель может её адаптировать к работе со школьниками любого возраста.

Инструкция


К классному мероприятию на такую непростую тему необходимо очень серьёзно подготовиться. Внимательно ознакомьтесь со статьёй и стихотворениями (приведены ниже). Постарайтесь заранее создать такое настроение у ребят, такую эмоциональную обстановку, чтобы они смогли не только вникнуть в суть проблемы защиты животных, но и попытаться найти для себя средства борьбы с жестокостью по отношению к животным. Для этого стоит заранее сделать следующее:

  • Задать ребятам вопросы: «Как вы думаете, кто кого защищает - мы животных или они нас, и от чего?», «Что является причиной жестокого отношения к животным?». Попросить ребят серьёзно подумать над ними и найти ответ, который на классном мероприятии желающим можно будет озвучить.
  • Предложить школьникам подобрать ситуации спасения человека кошкой, собакой или другим животным и на классном часе рассказать об этом.
  • Подготовить небольшую убедительную речь (вступительную и заключительную). Пример такой речи приведён ниже.
  • Выбрать двоих ребят (лучше мальчика и девочку) и попросить их подготовить рассказ о сенбернаре Барри, которому установлен памятник за спасение в Альпах  как минимум сорока человек.
  • Распечатать стихотворение из приложения и разрезать для учащихся на 22 четверостишия (каждому по одному). Непосредственно перед началом мероприятия (они об этом ещё не знают) раздать каждому участнику пронумерованные четверостишия. Школьник должен эти четыре строчки прочесть очень выразительно, поэтому нужно попросить ребят сначала всем вместе прочесть их про себя пару раз и обязательно обратить внимание на свой номер. Можно поручить продекламировать стихотворение только нескольким ребятам с очень хорошей дикцией, чтобы не смазать впечатление (в виде монтажа).
  • Подготовить плакаты со словами нашего эпиграфа и высказыванием Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленикий принц») и непосредственно перед началом мероприятия повесить их на видном месте. Обратить на плакаты внимание ребят после окончания вступительной речи. Удобнее работа с интерактивной доской, если она имеется.

Цель мероприятия – научиться бережному отношению к животным.

      

Ход мероприятия

После приветствия школьников и раскрытия темы и цели мероприятия учитель задаёт ребятам известные им вопросы: «Как вы думаете, кто кого защищает - мы животных или они нас, и от чего?» и «Что является причиной жестокого отношения к животным?». Заслушиваются стандартные и ожидаемые для учителя ответы школьников. Учитель благодарит ребят, подводит итог и продолжает.

Слово учителя

Чтобы радоваться жизни, нам нужно жить в согласии с собой и окружающим миром, защищать его от разрушения, прежде всего защищать его от человека, который причиняет столько боли и страданий живой природе, в том числе и животным, что плачевные последствия уже налицо. Изменилась экология, изменился и сам человек. Уничтожая природу, жестоко обращаясь с животными, мы уничтожаем себя, потому что в мире всё взаимосвязано. Как влияет на человека плохая экология, мы знаем. Причиняя вред животным, мы разрушаем себя изнутри, становимся злыми и жестокими, перестаём ценить любовь и дружбу. Из-за этого люди равнодушно, походя губят друг друга дурным словом и делом. Обесценивается душевность — настоящее человеческое качество, позволяющее нам оставаться людьми.

Запомните! Животные нас защищают не только потому, что преданы нам, но, что важнее всего, защищают нас от нас же самих, делая мудрее и человечнее, не давая превратиться в грубое и злое существо.

Затем учитель эмоционально и неторопливо читает стихотворения Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге» и Леонида Попова «Четыре лапы», время от времени заглядывая каждому в глаза.

После прочтения обеих историй делает паузу, внимательно глядя на ребят, и спрашивает их мнения. После этого говорит: «А теперь узнаем одну историю, которую вы сами и расскажете. Для этого вы должны чрезвычайно внимательно слушать друг друга и следить за очерёдностью выступающих. Давайте сначала очень быстро в порядке очереди назовём наши номера, чтобы понять, кто за кем следует. У кого номер один, номер два и т.д. Запомнили? Итак, начнём.

Дальнейший ход мероприятия

  • Учитель озвучивает название стихотворения «Девятая жизнь» и говорит о том, что история, описанная в нём, правдива от слова до слова, её поэту рассказал пожилой человек, о котором в ней идёт речь.
  • Каждый читает в порядке очереди свои четверостишия как можно выразительнее.
  • Заслушиваются мнения ребят.
  • Ребята рассказывают по желанию свои заготовленные истории, снова заслушиваются мнения и делаются выводы.
  • Выступают школьники, готовившие рассказ о сенбернаре Барри.

Заключительное слово учителя. Итоги

Животные - наши друзья, они заряжают нас положительными эмоциями, дарят свою любовь и ничего не просят взамен.

Как многому можно у них научиться! Любви, искренности, преданности, бескорыстию, жизнелюбию. Привязанное к тебе животное – твой самый настоящий друг. Ведь он любит тебя таким, каков ты есть, не стараясь тебя переделать. Перед ним не встает вопрос, стоит ли тебя защищать, если тебе угрожает опасность. Такой друг ринется в бой с любым количеством твоих обидчиков и будет биться до последнего. Только человек может предать, трусливо обходя подонков, которые издеваются над животным. Собака или кошка, отдавая за тебя жизнь, больше человека достойна уважения и имеет право жить. Общаясь с животными, ты становишься неравнодушным, начинаешь ценить дружбу.

Причиной жестокого обращения с животными зачастую является человеческая слабость. От ощущения своей никчёмности, трусости, неспособности решить проблему или ответить своему обидчику, он отыгрывается на беззащитном существе. Сильный духом и мужественный человек никогда не обидит слабого.

И ещё один очень важный момент. Вольно или невольно люди сами сами провоцируют животное на агрессию своим неправильным и бездумным поведением. Животное надо воспринимать как личность, считаться с его повадками. И помните, мы вместе защищаем друг друга.

Затем учитель ещё раз обращает внимание школьников на плакаты, кратко подводит итог мероприятия, выражает надежду на дальнейшее осмысление всего изложенного, благодарит ребят за участие.

Если позволит время, можно прочесть школьника истории, которые написали их сверстники: https://www.zanimatika.ru/literaturnyiy-konkurs/bol-i-prazdnik-dushi.html

Стихи о рыжей дворняге


Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Эдуард Асадов

Четыре лапы...

Четыре лапы, хвост трубою,
Раскосый азиатский взгляд,
Глядишь задумчиво порою,
Поговорить со мною рад.

А если бегать, то без меры,
Носиться, лаять и рычать -
Всё это с искреннею верой
В людей, что любят предавать.

Тебя похвалят - затанцуешь,
Погладят - счастьем изойдёшь
И с чувством нежным расцелуешь,
И даже что-то запоёшь.

Мой верный друг, скажи, откуда
Твоё умение прощать
И ожидать всё время чуда,
Часами только взгляда ждать?

Хочу сказать тебе по чести,
Хоть честь людская - ерунда,
Ведь то, что мы с тобою вместе,
Не заслужить мне никогда.

И знай, любезный мой приятель:
Ты верность сохранишь навек,
Но в жизни есть один предатель -
Твой ненаглядный человек.

Друзей он с лёгкостью бросает
И вдохновенно предаёт,
И бесконечно обожает
Себя и собственный живот.

А ты лежишь и мерно дышишь,
Сопишь тихонько возле ног,
Надеюсь, ты меня не слышишь,
Мой верный маленький дружок.

Но вот проснулся, ушки встали,
Ты потянулся и зевнул,
Глазёнки вмиг затрепетали
И ты навстречу мне шагнул.

Прости, мой брат, забудь дурное,
Давай с тобой поговорим,
И вместе проживём земное,
И вместе дальше побежим.

Леонид Попов

Девятая жизнь

Юнцы вечерние гуляли,
Приправив удальство вином,
Жильцы трусливо ожидали,
Когда они оставят дом.

А жизнь бурлила молодая -
Зачем молчать, когда все спят?
И что есть силы распевая,
Будили взрослых и ребят.

Бутылку бросили о стену,
Старушка вздрогнула за ней,
Не позабыть ей тех военных
Бомбёжек, огненных ночей.

Удар ногой - и дверь разбилась,
Теперь в подъезд легко войти,
А банда с криком в дом ввалилась,
Всё разрушая на пути.

Рванули по ступенькам лихо,
А на последнем этаже
Остановились, стало тихо,
Заминка вышла в кураже.

Сто глаз уставились на рыжий
Облезлый свалянный комок -
Подъездный кот зачем-то выжил
И вот сюда забраться смог.

- Какой-то хлам, - главарь заметил,
Он остроумен и красив,
Дружки хохочут словно дети,
Его старанья оценив.

- Очистим Авгия конюшни, -
Он образован и умён,
- Мне рядом с этим очень душно, -
И вот кота хватает он.

Хоть сил уж нет, но кот бунтует -
Бандита лапой зацепил,
Он не сдаётся ни в какую,
А тот его вдруг отпустил...

Холопы взвыли в восхищеньи -
Что будет там внизу вот-вот?
А сверху до низу в паденьи
Дом пересёк подъездный кот.

Он падал долго, жизнь промчалась
Перед глазами у кота,
Но ведь ещё одна осталась...
Удар! А дальше темнота.

Болит. Молчать уже нет силы.
Кричит. И режет свет глаза.
Как будто кто-то тянет жилы.
По шерсти катится слеза.

И голос: «Кто такое сделал?
Кому бедняга помешал?»
И снова в бездну это тело
Летит, и снова мир пропал.

Старик нашёл кота лежащим
В подъезде, мёртвого почти,
Он древним был и настоящим
И просто так не мог пройти.

Промыл все раны, кости вправил,
Согрел на старческой груди,
Попить немножечко заставил,
И смерть осталась позади.

Вот ночь прошла и день зарделся,
Очнулся кот, вприщур глядит,
Старик давно уже оделся
И рядом с раненым сидит.

- Ну вот, дружок, всё ладно будет,
А кости скоро заживут,
Забудь, что есть такие люди,
И поживи со мною тут.

Молчанье снова в дом вернулось,
И снова щурит кот глаза,
И что-то в нём перевернулось,
И хочет что-то он сказать.

Как будто тихо пролетела
Ночная птица в вышине,
Слова кошачьи тьма пропела,
Когда он выгнулся в спине:

- Ты знаешь, дед, я славно пожил,
Уж восемь жизней разменял,
И мог девятую бы тоже,
Но хватит этого с меня.

Я вижу, мало нам осталось,
А ты и немощен, и стар,
Так в благодарность эту малость
Прими, как мой прощальный дар.

В последний раз клубком свернулся,
И дух кошачий отлетел,
А дед как будто бы очнулся
И на глазах помолодел.

Леонид Попов

Приложение


Материал для разрезания вы можете скачать в формате PDF, напечатать на любом принтере и разрезать листы по горизонтальным линиям.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100