Занимательная

педагогика

О здравом смысле

О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ
Наши поступки бывают порой неосмысленными, а поведение неразумным. Мы не всегда находим (а то и вовсе не находим) рациональные способы решения проблем, которые дают и отличные результаты и минимальные потери. Где взять здравомыслия, чтобы в очередной раз не совершить то, о чём потом придётся пожалеть, не попасть впросак, не поддаться на уловки манипуляторов?

Оказывается, при желании можно развить способность мыслить здраво, то есть ясно, чётко, сообразно обстоятельствам. Здравый смысл необходим человеку всегда. Здравый смысл - это способность опираться на доводы разума, это способность, которая помогает справляться с задачами разного рода, позволяет ориентироваться в окружающей среде, видеть и использовать очень многие возможности.

Иметь здравый смысл - значит держать под контролем своё мышление, воображение, эмоции, волю. Здравый смысл помогает развить самые разные способности, сохранить здоровье и душевное равновесие, часто просто выжить.

Здравомыслящий человек в случаях затруднения всегда старается искать нетипичные пути решения проблемы, выходить в другую плоскость, за привычные рамки.

Есть такой очень показательный для нашего случая анекдот:

"Картина дает оценку живой природе:
- Всё это, конечно, хорошо - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же и рамки знать!"

А теперь тест на наличие здравомыслия. Решите проблемную ситуацию, прочитав только её условие. На рассуждения и ответ взгляните позже.

Владельцы двух земельных участков серьезно поссорились. На первом участке росли тюльпаны, на втором — яблоня. Часть яблоневых веток свисали над тюльпановыми посадками. Когда яблоки падали с веток, они ломали тюльпаны.
Необходимо разрешить тяжбу двух соседей. Кто в этом споре прав?

* * *

Этой задачей профессор юриспруденции одного из  университетов завалил весь курс на экзамене.
Возможно, сюжет выдуман, но от этого он не перестаёт быть интересным и важным в формировании мышления. Утверждают, что профессор дал рассматриваемое задание не просто в ходе текущих занятий для иллюстрации ситуации, а на экзамене. В результате вся группа экзамен благополучно провалила.

Студенты давали разные ответы. Большинство студентов высказались в пользу владельца тюльпанов. Ссылались на разные правовые нормы. Кто-то говорил про возмещение убытков, кто-то про негаторный иск. Но ни один из ответов не был засчитан преподавателем. Не признал он правильными и ответы «защитников» владельца яблони. Профессор не зачёл ответы студентов по причине нереалистичности самой смоделированной ситуации. Такая ситуация никогда не может случиться в жизни. А об этом никто не подумал. А надо бы...

Дело в том, что тюльпаны цветут весной и в начале лета, а яблоки созревают и начинают падать к осени.
Попытки апелляций по поводу оценки за экзамен профессор строго обрезал фразой: "Здравый смысл надо включать прежде, чем вспоминать статьи и параграфы".

Слова золотые.

Очень часто ошибки в решении юридических казусов случаются не потому, что студент не может правильно подобрать норму, а потому что неправильно уяснил для себя ситуацию, которую нужно регулировать.
Настоящий педагог всегда учит: «Прежде чем решать задачу (проблемную ситуацию), необходимо представить эту ситуацию, смоделировать её в своей голове, поставить себя на место фигурантов».

Многие считают, что профессор не должен был на экзамен выносить подобное задание, но при другом раскладе студенты не усвоили бы этот очень серьёзный урок.

А вы как думаете?

* * *

Именно здравый смысл помогает анализировать условие задачи, отвечая на вопросы: "Возможно ли выполнить условие? Достаточно ли данных для определения неизвестных величин? Нет ли в чём-либо противоречия?" А получив ответ, прикинуть, возможен ли он. Чтобы не оставить, например, такой: расстояние от Земли до Солнца 150000 км, вместо правильного 150000000 км.

Здравый смысл заставляет  делать вывод из любого суждения, например: в пяти коробках по 10 книг. Сразу напрашивается вывод...

Развить способность здраво мыслить нетрудно, нужно только выработать привычку факты подвергать анализу и сомнению. И решать самые разные задачи.

Для начала попробуйте, например, головоломку такого рода: как с помощью двух песочных часов, одни из которых отсчитывают четыре минуты, а другие - семь, отмерить точно девять минут?

А как вам такая задача? (решение в конце статьи):

О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

Задачи, не связанные с жизнью и нестандартными жизненными ситуациями, не учат думать, не развивают мышление. Бесчисленное количество жизненных ситуаций не укладывается в рамки типовых решений. Невозможно придумать ответы на все вопросы, которые ставит жизнь. Стоит решать задачи со множеством лишних данных, чтобы научиться выделять из них необходимые и достаточные, задачи с недостающими данными, задачи, вовсе не имеющие решения. При их решении вырабатывается гибкость, нестандартность, критичность мышления.

Найти подобные задачи можно здесь: https://www.zanimatika.ru/kem-byit/zhivoe-myishlenie.html

Удачи!


Обещанное решение: 5! = 1х2х3х4х5 (Для лириков словами: запись 5! читается, как факториал пяти, что равно произведению первых пяти цифр)

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100