Занимательная

педагогика

«Нет» косности мышления

«Нет» косности мышления
Как преодолеть косность мышления, выраженную в боязни изменить устоявшиеся стереотипы, в неспособности найти новые пути решения проблем? Как научиться мыслить нестандартно, развить гибкость, раскрепощенность, критичность мышления?

Такими вопросами задаются многие школьники, в основном те, кто завтра выходит "в жизнь". Перед каждым выпускником стоит проблема профессионального и личностного самоопределения, о которой уже рассказывалось в нашей статье КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопрос.
Размышления этих ребят, связанные с планированием жизни, выбором профессии, поиском смысла жизни, упираются в главный вопрос: «Каков портрет современного успешного человека?».
Все юноши и девушки хотят чувствовать себя в реальном мире свободно и уверенно, быть готовыми к любым непредвиденным ситуациям, уметь критически оценивать факты и события, конструктивно решать сложные проблемы и адекватно реагировать на окружающую действительность.

Для этого необходимо иметь определенные качества личности и такие свойства мышления, как энергичность, гибкость, нестандартность, диалектичность, раскрепощенность, критичность, рефлексивность и т.п. Такое мышление позволяет соотнести уровень собственных притязаний со своими реальными возможностями, выработать адекватную самооценку и ценностные установки, сформировать активную жизненную позицию. Сегодня очень важно не столько уметь находить точные взвешенные решения готовых задач и проблем, сколько уметь увидеть проблему, вычленить ее из многообразия «текучести» и сформулировать, а в случае необходимости изобрести новые средства для ее решения. Важно уметь взглянуть на ситуацию без предвзятости, увидеть ее такой, какова она в реальности. А косному, инертному, шаблонному мышлению это не под силу.

Преодолеть косность и развить вышеперечисленные свойства мышления позволяют многие методы. Один из них – как можно чаще решать задачи, связанные с нестандартными жизненными ситуациями. Огромное количество таких ситуаций не укладывается в рамки типовых решений. Невозможно придумать ответы на все вопросы, которые ставит жизнь. Отвечая на них, всегда важно помнить правило: в случаях затруднения нужно искать нетипичные пути решения проблемы, "выходить" в другую плоскость, за привычные рамки.
Необходимо также решать задачи, требующие неоднозначного ответа, задачи с недостающими или избыточными данными. На страницах нашего сайта во многих статьях приводились подобные задачи и их возможные решения, например, в таких: Другое измерение, Хватит ли терпения, В ногу со временем.

Для профилактики косности и развития интересующих нас свойств мышления полезно выполнять и такие упражнения на преодоление стереотипов:

1) Разгадайте анаграммы и прочтите текст.

Волшебное яблоко

У киер етьс ольбойш асд. В отм асуд номог лоподывх еревьедв. реСид инх трастё блояня. И ресозавет ан ейн олькот ноод шебволеон клоябо. нОо лезачивате юлбую нура.


2) Не читая слова, как можно быстрее назовите их цвета.

Не читая слова, как можно быстрее назовите их цвета


3) Прочтите зеркально отображенные предложения. Где должны находиться зеркала?

Прочтите зеркально отображенные предложения

Прочтите зеркально отображенные предложения

4) Сделайте вывод из каждой пары посылок и сравните оба умозаключения. Не пропустите подвох.

  • Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
    Васечкин — ученик 9 класса.
    Вывод:_________________________________________________
  • Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
    Васечкин знает таблицу умножения.
    Вывод:_________________________________________________

5) Расставьте в прямоугольной комнате 10стульев по три у каждой стены.

6) В каждой строке найдите существительные.

уплмышлениечафюряьщэчофц
дтюпмвыгутажбшапроекцияпи
лкдзюхэчфстандартшойкжбряц
плозюхэчлогикаспйзьюфчэкюз
дуклпоцрадирижабльбжкугыв
мсианеосмвыисторияпгоепаит
бажребийабшряпусвлегызашря
цкутзаданиелекдзюхэчорямочт


7) Вставьте в существительные пропущенные буквы вместо черточек и найдите как можно больше слов.

д---ч-а
-р-к
к-с-о-к-
-т-а-а

8) Восстановите как можно быстрее известные поговорки.

а) применить иметь хорошо главное ум мало хороший его

б) им глупец который найдёт большего станет глупца ещё всякий восторгаться


9) Напротив каждого выделенного слова поставьте в правом столбике номер предложения, в котором оно должно находиться. Сделать это нужно за несколько секунд.

Есть слово колючее - дождик,
Есть слово зеленое - цель,
Есть слово промокшее - ежик,
Есть слово упрямое - ель.
Есть книжное слово - синица,
Есть слово пушистое - смех,
Есть слово лесное - страница,
Есть слово веселое - снег.



10) Как можно быстрее найдите ошибки в записи действий, необходимых для рисования контура этой собачки.

найдите ошибки в записи действий


найдите ошибки в записи действий


Подобные упражнения вы найдете в статьях В поисках идеи — 1 и Используй или потеряешь

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100