окт26
Другое измерение
О том, какое мышление необходимо будущему выпускнику средней общеобразовательной школы, чтобы по ее окончании свободно ориентироваться в реальной жизни. О том, как избавиться от шаблонного мышления.
Дорогой старшеклассник!
Чтобы чувствовать себя уверенно после школы, тебе нужно обязательно за
школьные годы овладеть умениями обнаруживать и понимать
закономерности явлений, решать проблемные ситуации,
ставить стратегические задачи и находить точные взвешенные решения,
прогнозировать ситуацию, обнаруживать и решать противоречия и т.п.
А это, в свою очередь, возможно только при наличии гибкого, нестандартного, раскрепощенного, критического мышления, не боящегося выйти в другое измерение, "за рамки". Такое мышление ты сможешь у себя развить, если постараешься. Будь внимателен и серьезно отнесись к этой проблеме.
Многие выпускники поступают в вузы, а накануне проходят различные тестирования, где в тестах приводятся требующие неоднозначного решения вопросы, ну, вроде этого: "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Что осталось на трубе?".
Можно, действительно, выявить уровень развития нестандартного мышления, если этот вопрос задать устно. Человек, мышление которого способно выйти за установленные рамки, может дать на него неоднозначное решение. Ты, конечно же, догадался, какое.
Раньше тебе встречались задачки, требующие неоднозначного решения.
Как бы ты решил, к примеру, такую:
Тут надо вставить пропущенную букву. Ответ прост, а вернее два ответа. Думаю, ты знаешь, какие.
А пытался ли ты когда-нибудь найти ответ к очень известной простой задаче с девятью точками, расположенными в виде квадрата 3х3, через которые нужно провести четыре прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги? Естественно, должны быть охвачены все точки. Ответ к этой задаче можно найти в статье "Пока я мыслю, я существую".
Почему большинство людей не могут ее решить?
Задачи такого рода требуют нестандартного подхода к решению. Шаблонному мышлению здесь делать нечего! Ведь чтобы справиться с такими задачами, нужно выйти за установленные нашим сознанием рамки, выйти в другое измерение. Только гибкому раскрепощенному мышлению это под силу.
Вот аналогичный пример задачки, которую решают, в основном, дети, потому что их мышление незашоренно.
Условие состоит в том, чтобы переместить ровно четыре спички и получить в результате три.
Задачи, не связанные с жизнью и с нестандартными жизненными ситуациями, не учат думать, не развивают мышление. Бесчисленное количество жизненных ситуаций не укладывается в рамки типовых решений. Невозможно придумать ответы на все вопросы, которые ставит жизнь.
Тебя должны интересовать и задачи со множеством лишних данных, чтобы научиться выделять необходимые и достаточные, и задачи с недостающими данными, и задачи, вовсе не имеющие решения. Решая их, ты будешь вырабатывать гибкость, нестандартность, критичность мышления.
В случаях затруднения всегда старайся искать нетипичные пути решения проблемы, выходить в другую плоскость, за привычные рамки.
Поразмысли вот над этим анекдотом.
Картина дает оценку живой природе:
- Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!
А вот еще информация к размышлению.
Продолжи последовательность: 1,11, 21, 1211, 111221,...
Не забудь выйти в другое измерение. Успехов!
На всякий случай напомню, как "продолжаются последовательности".
Для этого нужно выявить закономерность, найти правило, по которому получен каждый член последовательности.
Например, последовательность: 1, 2, 4, 7, 11,... Понятно, что закономерность такова: каждый последующий член последовательности больше предыдущего на число, увеличенное на единицу. Поэтому за 11 должно следовать 16.
Ниже приведены неплохие вопросы и задачки для тренировки мозгов (от простых к сложным). Таких в интернете можно найти очень много. И в статьях этого сайта в своем разделе "Для учащихся" в самых разных категориях ты тоже можешь найти подобные задания.
И не рассчитывай на легкий успех. Идти вперед придется нехожеными путями, и только самые упорные, самые настойчивые, самые сообразительные сумеют найти красивое решение. Тяжело в учении - легко в бою, как гласит известная пословица. Удачи!
1.Как тремя движениями ножа разрезать торт на 8 равных частей?
2.Необходимо убрать только шесть спичек так, чтобы осталось только два квадрата.
3.Продолжи последовательность: 60, 30, 20, 15,...
4.В таблице 6х6 нужно расставить числа -1, 0 и 1 так, чтобы их суммы по всем строкам, всем столбцам и двум главным диагоналям были различны.
5.Продолжи последовательность: Ь, Ь, Т, Ь, ..., Ь, Ь, Т, Ь, Ь, Ь, Ь
А это, в свою очередь, возможно только при наличии гибкого, нестандартного, раскрепощенного, критического мышления, не боящегося выйти в другое измерение, "за рамки". Такое мышление ты сможешь у себя развить, если постараешься. Будь внимателен и серьезно отнесись к этой проблеме.
Многие выпускники поступают в вузы, а накануне проходят различные тестирования, где в тестах приводятся требующие неоднозначного решения вопросы, ну, вроде этого: "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Что осталось на трубе?".
Можно, действительно, выявить уровень развития нестандартного мышления, если этот вопрос задать устно. Человек, мышление которого способно выйти за установленные рамки, может дать на него неоднозначное решение. Ты, конечно же, догадался, какое.
Раньше тебе встречались задачки, требующие неоднозначного решения.
Как бы ты решил, к примеру, такую:
Тут надо вставить пропущенную букву. Ответ прост, а вернее два ответа. Думаю, ты знаешь, какие.
А пытался ли ты когда-нибудь найти ответ к очень известной простой задаче с девятью точками, расположенными в виде квадрата 3х3, через которые нужно провести четыре прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги? Естественно, должны быть охвачены все точки. Ответ к этой задаче можно найти в статье "Пока я мыслю, я существую".
Почему большинство людей не могут ее решить?
Задачи такого рода требуют нестандартного подхода к решению. Шаблонному мышлению здесь делать нечего! Ведь чтобы справиться с такими задачами, нужно выйти за установленные нашим сознанием рамки, выйти в другое измерение. Только гибкому раскрепощенному мышлению это под силу.
Вот аналогичный пример задачки, которую решают, в основном, дети, потому что их мышление незашоренно.
Условие состоит в том, чтобы переместить ровно четыре спички и получить в результате три.
Задачи, не связанные с жизнью и с нестандартными жизненными ситуациями, не учат думать, не развивают мышление. Бесчисленное количество жизненных ситуаций не укладывается в рамки типовых решений. Невозможно придумать ответы на все вопросы, которые ставит жизнь.
Тебя должны интересовать и задачи со множеством лишних данных, чтобы научиться выделять необходимые и достаточные, и задачи с недостающими данными, и задачи, вовсе не имеющие решения. Решая их, ты будешь вырабатывать гибкость, нестандартность, критичность мышления.
В случаях затруднения всегда старайся искать нетипичные пути решения проблемы, выходить в другую плоскость, за привычные рамки.
Поразмысли вот над этим анекдотом.
Картина дает оценку живой природе:
- Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!
А вот еще информация к размышлению.
Продолжи последовательность: 1,11, 21, 1211, 111221,...
Не забудь выйти в другое измерение. Успехов!
На всякий случай напомню, как "продолжаются последовательности".
Для этого нужно выявить закономерность, найти правило, по которому получен каждый член последовательности.
Например, последовательность: 1, 2, 4, 7, 11,... Понятно, что закономерность такова: каждый последующий член последовательности больше предыдущего на число, увеличенное на единицу. Поэтому за 11 должно следовать 16.
Ниже приведены неплохие вопросы и задачки для тренировки мозгов (от простых к сложным). Таких в интернете можно найти очень много. И в статьях этого сайта в своем разделе "Для учащихся" в самых разных категориях ты тоже можешь найти подобные задания.
И не рассчитывай на легкий успех. Идти вперед придется нехожеными путями, и только самые упорные, самые настойчивые, самые сообразительные сумеют найти красивое решение. Тяжело в учении - легко в бою, как гласит известная пословица. Удачи!
1.Как тремя движениями ножа разрезать торт на 8 равных частей?
2.Необходимо убрать только шесть спичек так, чтобы осталось только два квадрата.
3.Продолжи последовательность: 60, 30, 20, 15,...
4.В таблице 6х6 нужно расставить числа -1, 0 и 1 так, чтобы их суммы по всем строкам, всем столбцам и двум главным диагоналям были различны.
5.Продолжи последовательность: Ь, Ь, Т, Ь, ..., Ь, Ь, Т, Ь, Ь, Ь, Ь