авг31
Увлекательное обучение технике чтения
Содержание материала
Страница 1 из 3
Как сделать процесс формирования способности к чтению и обучения технике чтения первоклассников, младших школьников приятной процедурой?
Учителя и воспитатели начальных классов нашей образовательной группы, несколько лет работающие в данном направлении по методике В.Б.Эдигея, предлагают эффективные способы обучения первоклассников технике чтения.
Вниманию учителей и воспитателей начальной школы, психологов, методистов и родителей предлагается вариант занятия для первоклассников, рассчитанного на три урока по 40 минут и проводимого в начале учебного года.
Это занятие можно адаптировать к обучению и младших школьников, и дошкольников как в классе, так и дома.
Вариант занятия на тему «Выработка навыка буквосложения на основе методики В.Б. Эдигея "Новое чтение"»
Содержание статьи
1.Введение
2.Методическое пояснение
3.Тематическое планирование уроков
a) Урок 1. Формирование умения составления слога на основе принципа слогообразования.
b) Урок 2. Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога.
c) Урок 3. Формирование умения образования слова из двух слогов.
b) Урок 2. Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога.
c) Урок 3. Формирование умения образования слова из двух слогов.
Введение
Технология выработки навыка буквосложения у первоклассников основывается на методике В.Б. Эдигея "Новое чтение"» (В.Б. Эдигей «Новое чтение», Москва, УЦ Перспектива, 2007).
Это пособие разработано специально для учителей, воспитателей и родителей с целью
- ненавязчивого обучения ребенка технике чтения посредством формирования интереса к чтению на базе его интеллектуального развития,
- выработки устойчивой потребности в чтении и умения пользоваться чтением для решения познавательных задач,
- развития мышления и других способностей посредством чтения.
Методическое пояснение
Настоящая технология выработки у ребенка навыка буквосложения основана на звуко-буквенном анализе слогов с использованием графических схем, представленных в первой части пособия.
В силу необычности этого процесса (звуко-буквенного анализа слогов) и в результате знакомства дошкольника или младшего школьника со всем звуко-буквенным материалом в ребенке формируется целеустремленность и способность к овладению техникой чтения.
Такой подход является во-первых, профилактикой грубых ошибок, состоящих в заучивании названий букв, а не звуков (например, ка, а не к, ша, а не ш и т.п.), что впоследствии сильно затрудняет чтение, а, во-вторых, вырабатывает устойчивое позитивное отношение к чтению.
Благодаря разнообразным иллюстрациям и многочисленным заданиям, вызывающим детское удивление и интерес, можно подобрать и выстроить индивидуальную систему обучения для любого ребенка.
Оригинальные упражнения являются хорошим подспорьем для развития у ребенка способности к звуко-буквенному анализу слова, повышения скорости мыслительных процессов. Задачи на сложение букв и слогов направлены на расширение объема краткосрочной памяти при чтении и увеличение угла зрительного захвата читаемого текста.
Обучение чтению органически связанно с системой письма. На самых начальных этапах своего развития письмо носит изобразительный характер. Поэтому написание букв предлагается ребенку печатным шрифтом, доступным даже дошкольнику.
Внимание!
На предыдущих занятиях по выработке вводных умений и навыков в соответствии с содержанием обучения первоклассники уже познакомились со звуко-буквами, научились их копировать, дописывать, читать, т.е. проговаривать звуки.
В каждом задании предлагаемых уроков приводится дополнительный материал, который может быть дан детям (по их желанию), выполнившим упражнение раньше положенного времени. Целесообразно всегда под рукой иметь карточки с этим материалом (другие образцы упражнений можно найти в первой части вышеназванного пособия).
В начале урока необходимо поприветствовать детей, выразить радость от встречи с ними и в легкой непринужденной форме изложить тему урока и цели, которые должны быть достигнуты к концу урока. Это организационный момент, который длится пару минут.
Как упражнения на концентрацию внимания, которые всегда даются после организационного момента, так и физкультминутки призваны развивать собранность, внимание, восприятие, память, мышление и другие способности ребенка. Эти упражнения подбираются тщательным образом.
В конце урока необходимо кратко подвести итоги и дать небольшие рекомендации, подбодрить детей, похвалить и поблагодарить их за старание, выразить радость от совместной деятельности, пожелать успехов (это можно сделать за пять минут).
Рекомендации по выполнению домашнего задания (если в этом есть необходимость) в первом полугодии даются родителям (с родителями и детьми этот факт обговаривался до начала учебных занятий). Домашнее задание выдается родителю индивидуально по итогам работы ребенка во время урока.
Цели урока
- Развитие внимания, восприятия, памяти и других способностей.
- Совершенствование мыслительных процессов.
- Формирование навыка буквосложения на основе методики В.Б.Эдигея и усвоение его роли в практической жизни.
- Воспитание собранности, воли, терпения, внимательности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности за свои действия, коммуникативности и других качеств.
Задачи учителя
- Обеспечить доброжелательную творческую обстановку, где дети могут непринужденно и активно работать.
- Создать ситуацию «успеха», где каждый ребенок ощущает поддержку и чувствует себя значимой фигурой.
Роль учителя: быть помощником, старшим другом и советчиком в овладении способами деятельности.
Принципы деятельности: здоровьесберегающий, личностно-возвышающий, сотрудничества, «педагогического оптимизма» и др.
Подходы к организации обучения: личностный, деятельностный, творческий, коллективистский и др.
Тематическое планирование уроков
Предлагаемое занятие рассчитано на 3 урока по 40 минут
№ (п/п) | Название темы | Кол-во часов |
Урок 1 | Формирование умения составления слога на основе принципа слогообразования | 1 уч.ч |
Урок 2 | Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога | 1 уч.ч |
Урок 3 | Формирование умения образования слова из двух слогов | 1 уч.ч |
Урок I
Тема "Формирование умения составления слога на основе принципа слогообразования"
План урока
- Организационный момент — 2 мин.
- Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти — 7 мин.
- Упражнение «Допиши и произнеси» — 5 мин.
- Новая тема. Задание 1 — 8 мин.
- Физкультминутка — 5 мин.
- Новая тема. Задание 2 — 8 мин.
- Подведение итогов и рекомендации — 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент — 2 мин. (см.введение)
2. Упражнение на
развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и
оперативной памяти — 7 мин.
Детям зачитывается следующее четверостишие:
«Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки».
Далее учитель заканчивает: «Здесь приказывают нам все расставить по местам!».
Цель задания состоит не в том, чтобы сразу воспроизвести эти предложения в правильной форме (многим детям это сделать совсем не трудно), а решить конкретную учебную задачу в три этапа.
- Ребята по просьбе учителя вспоминают и называют главных участников каждого из четырех событий, слова или словосочетания, стоящие в начале предложений: злой кабан, пароход, соловей, дикобраз.
- Далее учитель задает вопросы, называя поочередно эти слова и словосочетания, например: «Что делал злой кабан?» и т.д. Дети дают правильные ответы (точил клыки и т.д.).
- Затем первоклассники поочередно воспроизводят четверостишие в правильной форме (один начинает, другой продолжает).
Подводятся итоги и даются рекомендации.
3. Упражнение «Допиши и произнеси» — 5 мин.
Упражнение «Допиши и произнеси» готовит ребенка к освоению новой темы. Каждому выдается карточка (приводится ниже) и ставится конкретная учебная задача: дописать букво-звуки, глядя на образец и обязательно негромко их проговаривая (этому они обучались на предыдущих занятиях).
Цель задания состоит не просто в определении и поиске недостающих элементов графической символики, а в задержке взгляда на слоге, его образном фиксировании и подспудном проговаривании в процессе письма (самого понятия слога у ребенка еще не сформировано и слитно читать слоги дети еще не умеют).
Элементы букв, предлагаемых для копирования, выстроены в таком порядке, который настраивает мыслительную деятельность ребенка на продуктивное восприятие и очень эффективно закрепляет знания, приобретенные во время работы с подобными упражнениями.
Завершение написания будущих слогов, состав которых отработан заданием, даст закрепление достигнутых результатов на уровне долговременной памяти. Задания хороши достаточно длительной, во временном смысле, фиксацией зрения на определенных элементах, необходимой для качественного анализа и полноценного восприятия.
Для задач этого типа обязателен образец для копирования (т.е. завершенного обыкновенного буквенного сочетания) рядом с недописанным. Поиск же недостающих элементов вносит в процесс познания изюминку головоломки, придавая в некоторой степени игровой характер этому типу задач.
Дополнительный материал
4. Новая тема. Задание 1 — 8 мин.
Формирование понятия слога
Каждому ребенку предлагается карточка, увеличенная копия которой располагается на доске для большей наглядности. Учитель по этой картинке показывает линию, соединяющую слогообразующую букву с основной (принцип слогообразования), дает понятие слога.
Проследив взглядом линию, соединяющую дополнительную и основную буквы, ребенок становится участником слогобразования.
Цель задания — копирование буквенного сочетания-слога.
В этом типе заданий ребенок дублирует написание возможного буквенного сочетания-слога.
Записывая образовавшийся слог, он постигает принцип его образования. Роль ребенка пока пассивна, т.е. выбора у него нет: образовавшийся слог продиктован условием. Но зато это позволит избежать опасных на первых этапах обучения ошибок.
Дополнительный материал
5. Физкультминутка — 5 мин.
Игра «Обманки»
Акцент делается на развитие
произвольного внимания и сообразительности
Перед началом игры учитель просит детей занять исходное положение и быть предельно внимательными, чтобы не попасться на обман.
Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы, обязательно глядя на учителя и внимательно слушая его, правильно выполнить команды.
Учитель быстро показывает действие, одновременно озвучивая его (при этом часто намеренно изображает другое).
Соответствующие словесной команде действия ребенку необходимо быстро воспроизвести, а не соответствующие — изменить.
Цель упражнения — глядя на учителя, но ориентируясь на словесную команду, выполнить ее быстро и правильно.
Рекомендация! Необходимо следить за тем, чтобы дети не смотрели друг на друга.
6. Новая тема. Задание 2 — 8 мин.
Усвоение принципа слогообразования и
формирование понятия слитности букво-звуков
Работа по карточке. Цель задания — копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных.
Степень самостоятельности несравнимо больше. У ребенка создается ощущение самостоятельного слогообразования. Закрепляется понятие о составе слога.
Дополнительный материал
Далее вырабатывается понятие аналогии звука, означающего слог из двух входящих в него букв. Учитель произносит звуки в слогах слитно, пока не объясняя принцип чтения слога. Ребята повторяют за ним, стараясь «прочувствовать» каждый новый звук, формируя понятие слитности букво-звуков.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи